Варианты изображения
Геральдическая символика герба
Символика цвета Цвету придавали конкретные символические значения, причем толкований было множество. Укажем наиболее общие из них, приведенные французским геральдистом XVII века П. Асельмом: «Золото означает христианские добродетели — веру, справедливость, милосердие и смирение — и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный — осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий — целомудрию, честности, верности и безупречности; зеленый — надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Кроме того, цвет в гербах имеет и другие значения: красное поле — кровь, пролитую за церковь или государя, синее поле — небо, зеленое — луговую траву |
|
Синий цвет в геральдике
|
Традиционно символизирует красоту, мягкость, величие, славу, честь, верность, честность, искренность, сухость, ясность, целомудрие, безупречность, синее поле — небо. В средневековой астрономии синему цвету соответствовала планета Юпитер, в алхимии — сапфир и олово, стихия — воздух ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – Геральдическая финифть, символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту.
|
Серебро
|
Серебро в геральдике традиционно символизирует невинность, непорочность, мудрость, безмятежную радость, девственность, благородство, чистоту, откровенность, надежду, правдивость, младшую ветвь рода. В средневековой астрономии серебру соответствовала Луна, в алхимии — жемчуг, стихия — вода. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности. |
Золото |
Золото в геральдике традиционно символизирует богатство, справедливость, верховенство, величие, уважение, великолепие, силу, верность, чистоту, постоянство, могущество, знатность, веру, справедливость, милосердие, смирение. В средневековой астрономии золоту соответствовало Солнце, в алхимии — топаз. ЗОЛОТО – геральдический металл, символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
|
Гербовые фигуры
|
|
КОРОНА
Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. (Марграфская корона) |
Символизирует господство и власть. Маркгра́ф (от нем. Markgraf; фр. Marquis, итал. Marchese, англ. Marquess) — в раннем средневековье в Западной Европе должностное лицо в подчинении короля, наделённое широкими административными, военными и судебными полномочиями в марке. На своих территориях маркграфы обладали властью уровня герцога за единственным исключением: во время военных походов маркграфы следовали за герцогским знаменем. Институт маркграфства возник и был введён в правление Карла Великого в начале IX века. На границах своего государства Карл Великий создал: Аварскую, Фриульскую, Саксонскую, Сорбскую и Испанскую марки. На восточной границе Баварии была образована Восточная марка (позже известная как Австрийская марка). Для защиты Тюрингии и Саксонии от нападений славян императоры Саксонской династии основали Северную марку (нем. Nordmark), позже преобразованную в Бранденбургскую, а также Мейссенскую и Датскую марки. После императора Генриха III на границе Каринтии была создана Штирийская марка, а на западе маркграфство Намюр. Маркграфы Бранденбурга в 1356 году получили непосредственные полномочия имперских князей — курфюрстов, а маркграфы Австрийские получили титул герцога (а позже эрцгерцога). После распада герцогств все маркграфы получили статус имперских князей, а «маркграф» остался титулом, который, например, от бранденбургских Гогенцоллернов перешёл к франконским. В Италии, где императоры также ввели титул маркграфа, a также во Франции, от него произошел дворянский титул Маркиз. |
КРЕСТ
|
Символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия. Кресты — вторая группа геральдических фигур, достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Многие считают, что символика креста связана с христианской религией. Однако кресты равноконечные с расширенными концами довольно часто встречаются на памятниках дохристианской эпохи. Первоначально знак креста был связан с поклонением людей солнцу (солярный культ) и выражал идею победоносности, покровительства и защиты. Что интересно — первые христиане отвергали изображения креста, считая его языческим знаком. Лишь в IV веке нашей эры, когда византийский император Константин Великий установил праздник «обретения» голгофского креста, на котором был распят Христос (Крестовоздвижение), изображение креста стало одним из основных христианских символов. |
HАМЕТ |
Если он украшает герб, можно принять за некое декоративное украшение, если не знать, что в геральдике нет ничего лишнего. Достаточно присмотреться к обрамляющим щит завиткам, как воображение нарисует нам скачущего всадника в шлеме с развевающимся по ветру покрывалом. Так оно и есть: перед нами действительно покрывало, которое прикрепляли к шлему рыцари во время крестовых походов в Палестину, где им пришлось искать способ укрыться от палящих солнечных лучей. В бою ткань рассекали удары мечей, и таким образом клочья ткани преобразились в гербах в знак рыцарского достоинства. |
ШЛЕМ |
Гербовый элемент. Отражает достоинства рода, в связи с чем выделяют шлемы княжеские, графские, дворянские , бессословные.
|
ПОДКОВА |
Символ обители счастья, состояния. Оберегающий символ. В Большинстве стран Европы (Германия, Литва, Россия, Балканы, Италия, Испания) подкову вешают рожками вниз, так как думается, что благодать будет сыпаться на голову хозяев дома, что возрастающую форму подковы (рожками вниз) можно связывать с древнеевропейскими лунными Богинями, льющими свой сокровенный серебренный свет познания на этот мир. Таким образом, человек, его родичи и дом находится как бы под священной защитой богини, а точнее — её материнской женственности. Символисты связывают значение формы современной подковы с символизмом женских половых органов, а через них — рождением, становлением, накоплением, материнским утробом, лаской и охраной. В Ирландии (101 пример) и Великобритании (45 примеров) это на камне, зданиях или скалах вырезаны фигуры Sheela-na-Gigs, которые собою представляют образы обнажённых женщин с явно преувеличенной «женственостью» (грудь, половые органы). Невероятно, но эти образы сохранились даже на некоторых церквях! Из таких примеров самый известный находится на стене храма Kilpeck (Герефордшир, Англия) и датируется 1140 годом. Исследователи полагают, что такие материнские образы защищают от злых духов, смерти и всякого зла, т.е. здесь мы можем сделать вывод, что символика Sheela-na-Gigs в смысловом и даже в визуальном плане, вполне соответствует символизму Подковы. Счастье, благополучие в доме, домашний очаг, охрана, оберег, общность рода/семьи. Как тут не вспомнить и некоторых отдалённо смысловых и даже архетипично визуальных связей с Odal (Othala) руной, которая в свою очередь символизирует некое обьятие, общую кровь, род, расу, семью, домашний очаг, родину, коллективное подсознание, наследие, т.е. если говорить в общих чертах — родной дом и его охрану от недоброжелательных сил из вне. Подкова (повторимся, не как сам предмет, а как архетипичный образ) несёт в себе точно такие же понятия. В геральдике подкова присутствует по всей Европе, как на гербах городов, так и на гербах дворянских родов. Общепринятое геральдическое значения — удача; вторичные смыслы — рост, выносливость.) показывало социальный статус владельца, богатство, стремление. Эмбрион человека в материнском чреве сохраняет в себе давние качества предков и потенциал на будущее (…) Pertho — руна самоопределения, показывающая, что всё создаётся по образу нашего рода». Это сокровенное Знание, связь между причиной и следствием. А ведь именно познание себя, и своего рода через себя, придаёт нам уверенности, холодного спокойствия, оберегает нас от ненужных поступков, охраняет наш дом, род и расу. Воистину, божественная сила, уверенность и познание придаёт Счастья в Жизни! |
НАШЛЕМНИК ( крыло ) |
Геральдическая фигура, помещавшаяся на шлеме, короне или поверх буремета. Символизирует особое отличие у рыцарей. |
КРЫЛО (птичье) |
Эмблема быстроты, скорости, один из атрибутов Бога вестей и гонцов Гермеса (Меркурия). В русской геральдике 18-19 веков применялась как эмблема покровительства, патронажа, благоволения, попечения. Для отличия их от эмблемы скорости в эмблеме покровительства отсутствовала стрела. |
Боевой клич, девиз рода.
|
„BOGHONOROJCZIZNA“
«Бог, честь, отчизна» |