В статье «Татур Ипатьевской Летописи» я писал о Татуре – сыне хана Кончака (Хонджак), упоминание о котором есть в «Джагфар тарихы» Бахши Имана и Ипатьевской летописи. Если в Ипатьевской Летописи оно звучало, как Тотоур, то в «Джагфар тарихы» как Татур.
Но у хана Кончака был еще один сын – Юрий, который погиб в противостоянии могольскому корпусу под руководством Джэбэ и Субэдэя в 1223 году, в связи с чем упомянут русской летописью как наисильнейший хан половецкий. Известно, что в 1205 году его дочь была выдана за Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо.
Роман Храпачевский дал следующий перевод «Жизнеописания Субэдэя» из официальной хроники монгольской династии Юань в Китае (1280 — 1368 гг.) «Юань ши» ([12]).
Из 1-го «Жизнеописания Субэдэя» (цзюань 121): «[В год] гуй-вэй (с 2.02.1223 г. по 21.01.1224 г.) Субэтай представил доклад трону и просил [разрешения] покарать кыпчаков. Согласие на это [было дано]. Поэтому [Субэтай] повел войска кругом Каспийского моря18, окольными путями дошел до перевала Тайхэ19, пробивал камень, открывая дорогу, и вышел там, где его не ожидали20. Дошли и встретились с их [кыпчаков] главарями Юрием21 и Татауром22, которые как раз собрались вместе у реки Буцзу23. [Субэтай] пустил воинов в решительную атаку, рассеял и разогнал их людей. Был поражен стрелой сын Юрия, который сбежал в леса. Его рабы явились [к монголам] с донесением и его [сына Юрия] схватили24, остальные целиком покорились [монголам], после чего [монголы] заняли их [кыпчаков] пределы. Также дошли до реки Калки25, встретились и имели одно сражение со старшим и младшим Мстиславами26, племени русских27, которые сдались. Усмирили земли племени алан и вернулись»
Об этом событии говорит и Новгородская первая летопись (Синодальный список): «В лето 6732…
Том же лєтє, по грєхомъ нашимъ, придоша языци незнаеми, ихъ же добрє никто же не вєсть, кто суть и отколе изидоша, и что за языкъ ихъ, и котораго племени суть, и что вєра ихъ; а зовуть я Татары, а инии глаголють Таурмены, а друзии Печенєзи; инии же глаголють, яко се суть, о них же Мефодии, Патомьскыи епископъ, съвєдєтельствуеть, яко си суть ишли ис пустыня Етриевьскыя, суще межи въстокомь и сєверомъ. Тако бо Мефодии глаголеть, яко скончанию врєменъ явитися тємъ, яже загна Гедеонъ, и поплєнять всю земьлю от въстокъ до Ефранта и от Тигръ до Поньскаго моря, кромє Ефиопия. Богъ единъ єсть, кто суть и отколє изидоша; прємудрии мужи вєдять я добрє, кто книгы разумєеть; мы же ихъ не вємы, кто суть; нъ сде въписахомъ о нихъ памяти ради рускыхъ князь и бєды, яже бысть от нихъ имъ. Слышахомъ бо, яко многы страны поплєниша, Ясы, Обезы, Касогы и Половьчь безбожьныхъ множьство избиша, а инєхъ загнаша, и тако измроша убиваеми гнєвомь божиемь и пречистыя его матере; того ради всемилостивыи богъ хотя погубити безбожныя сыны Измаиловы Куманы, яко да отмьстять кръвь крестьяньску, еже и бысть над ними безаконьными. Проидоша бо ти Таурмени всю страну Куманьску и придоша близъ Руси, идеже зоветься валъ Половьчьскы. И прибегоша оканьнии Половчи, избьеныхъ избытъкъ, Котянь с ынєми князи, а Данилъ Кобяковиць и Гюрги убьена быста, с нимь множьство Половьчь; сь же Котянь бє тьсть Мьстиславу Галицькому. И приде съ поклономь съ князи Половецьскыми къ зяти въ Галичь къ Мьстиславу и къ всемъ княземъ русьскымъ, и дары принесе многы: кони и вельблуды и буволы и дєвкы, и одариша князь русьскыхъ, а рекуче тако: «нашю землю днесь отъяли, а ваша заутро възята будеть»; и възмолися Котянь зяти своему.»
Из китайских хроник мы узнаем, что в этом сражении с Судэбэем вместе с Юрием воевал Татур. Возможно, что это был брат Юрия. К тому времени Татуру, сыну Кончака, могло быть лет 60. Возможно, что это был сын Юрия, о котором так же говорят эти хроники. В это сражении сын Юрия был ранен, а сам Юрий Кончакович (Гюрги), а так же Даниил Кобякович погибли.
Как правильно замечает Роман Храпачевский в своих примечаниях к текстам хроник, половецкое имя Тотоур передает кыпчакское Татаур. В булгарской же летописи «Джагфар тарихы» это имя Татур, что однозначно лингвистически соответствует и Тотоур, и Татаур.
Интересно, что имя Тотоур (Уйвай) носило село, основанное старообрядцами в первой половине 19 века (1844 г) в Вихаревской волости Блаж-Юсовского района (Сюмсинском районе Удмурдской республики), возможно на реке Пижил.