Совершенно случайно я получил подтверждение своей гипотезе о мадьярском следе в происхождении фамилии Татур.
Напомню, что в статье «Венгерский tót úr: господин славянин или владыка озера?», исходя из того, что в Венгрии в среднии века славян звали tót ( сейчас так зовут словаков, а так же это — достаточно распространенная фамилия, так же как и Tóth), а úr – это господин, была предложена венгерская этимология фамилии Татур, которая означает либо «господин славянин», либо «владыка славян».
И вот, что я читаю в «SLOVAKIAN HISTORY» [1](стр 36, раздел D1. Krátky pohľad na dejiny ľudu do r. 1918)
Najstaršiu historickú minulosť osvetľujú do určitej miery legendy, mýty a časť ľudových rozprávok. Mýty zachovávajú určité slovanské prvky, bez osobitného slovenského svojrázu. Slovenské ľudové rozprávky sú zhodné s európskymi (Pechány 61-80.). V rámci toho môže byť zaujímavé, že jedna hlavná postava turčianskej ľudovej rozprávky sa volá knieža Turán. Meno turán od najstarších čias označuje územie ležiace severne od Iránu, najčastejšie takto volali západnú časť Turkestanu (Pallas Nagy Lexikona 16, Bp. 1897, 426.). Centrum Turca sa pôvodne volal hrad Turul (1251), ktorý stojí nad Kláštorom pod Znievom (Vlastivedný slovník obcí na Slovensku 2, VEDA, Bratislava 1977, 29.). Vták Turul je totemistickým predkom Maďarov, od ktorého odvíjali svoj pôvod králi z rodu Árpádovcov. Iná ľudová rozprávka spomína boha Tatier, ktorého nazýva Tatúr (po maďarsky pán Tat). Tieto príklady nemajú nič spoločné so slovanskou tradíciou.
Historické legendy spomínajú kráľa Mateja, kurucov, a sú spojené s tureckými vojnami. Maľujú väčšinou idylický obraz o vtedajších historických udalostiach. Slovansko-maďarské vzťahy sú ešte bezkonfliktné a dokumentujú vzájomnú solidaritu v bojoch proti nepriateľom vlasti, veď nielen predkovia Slovákov, ale aj Rusíni sa ich zúčastňovali v hojnom počte.
Predkovia Slovákov teda po stáročia žili v mieri s Maďarmi v danom historickom rámci. Zúčastňovali sa ich bojov za slobodu v XVII. a XVIII. storočí na strane sedmohradských kniežat proti Habsburskému útlaku, čoho dokladom sú zase rozprávky, legendy a ľudové piesne. Predovšetkým preto, lebo títo hlásali náboženskú slobodu.
|
Древнейшее историческое прошлое до определенной степени мы знаем по легендам, мифам и частично – по народным сказкам. Мифы хранят определенные славянские элементы, без конкретных славянских особенностей. Славянские народные сказки сопоставимы с европейскими (Пеханы, с. 61-80). В рамках этого может показаться интересным, что главного героя одной турчьянской1 народной сказки зовут князь Туран. Слово «туран» с древних времен обозначало территорию, расположенную к северу от Ирана, чаще всего так называли западную часть Туркестана (Pallas Nagy Lexikona 16, Bp. 1897, 426.). Центр Турка первоначально назывался град Турул (1251), который расположен над Клаштором под Зневом (Краеведческий словарь населенных пунктов Словакии 2, изд-во «VEDA», Братислава, 1977, 29). Птица Турул является тотемным предком венгров, от которой ведет свой род династия князей Арпадов. В другой народной сказке упоминается бог Татра2, которого называют Татур (по-венгерски – господин «Тат»). Эти примеры не имеют ничего общего со славянской традицией.
Исторические легенды упоминают короля Матея, куруцов3, связанные с турецкими войнами. В большинстве случаев они рисуют идиллическую картину исторических событий того времени. Славянско-венгерские отношения еще бесконфликтны и отмечены солидарностью в боях против неприятеля, ведь во многих из них принимали участие не только предки словаков, но и русины.
Предки словаком в те времена столетиями жили в мире с венграми в данных исторических рамках. Принимали участие в боях за свободу в XVII и XVIII вв. на стороне семиградских князей против притеснений династии Габсбургов, о чем опять-таки свидетельствуют сказки, легенды и народные песни. Прежде всего, потому, что они провозглашали свободу вероисповедания. |
Что следует из этого отрывка?
1. В сказках упоминается Бог Татра.
2. К нему обращен призыв Татур, что значит по-венгерски «господин Тат».
В венгерском tat – это корма судна. Поэтому «Тат» – это, скорее всего, отец-создатель, как отражение древнего культа поклонения отцу-создателю (tata), поскольку в Норике и Далмации были распространены такие личные имена — Тата, Tattus, Tatucus, Tatuca, Tatoia
Тогда Татур дословно «господин отец», «господин создатель»4.
Но считается, что в этногенезе венгров участвовали и тюрки [2], тем более, что до них в этих краях обитали авары, которые тоже, якобы, были тюркоязычные. Может быть Tatier, а за ним и Tatry, Tatra имеют тюрскую этимологию?
Действительно, представим слово Tatier, как Tati – Er, где последнее, общеизвестно, означает в тюрском «муж, мужчина».
Но, оказывается, что не только.
Читаем словарь древнетюрского языка [3]
Tatï —– 1. иметь вкус, быть приятным, 2. услаждаться.
Er 1.муж, мужчина, 2.бурав, 3.моча, 4.камень, 5.солнечная сторона горы
Но, просто так эти слова не соединишь. Хотя Tatï er будет почти дословно «услаждаться солнечной стороной горы». Красиво, но натяжно для названия. Словарь дает еще одну возможность: Tatïr jer, как «ровное глинистое место, лишенное растительности», что может стать Tatïer. Но для высочайших гор, как-то маловато будет. И еще одна возможность: Tatïr er– «услаждается мужчина». Да, при взгляде на эти горы усладиться не только мужчина.
Есть так же в древнетюрском слова:
Tat– 1. чужеземец, иноплеменник 2. презрительное прозвище уйгуров-немусульман 3. ржавчина.
Ir – 1. камень, огненный камень, 2. солнечная сторона горы
Ïr – песня
Tat ir – ржавчина камень, ржавчина солнечной стороны горы или, иначе говоря, когда солнце освещает гору, то она имеет ржавый, бурый цвет. Очень возможно, если посмотреть на фото Белянских Татр.
Но при такой этимологии не ясно, почему славяне называли Татиер (Татра) богом. Они, конечно, могли принять в пантеон своих божеств и бога другого племени, но, как мы видим, в тюрской этимологии нет божественных следов, все прозаично и буднично: увидел – почувствовал — назвал.
Кроме того, как я уже отмечал в статье «Новый взгляд на происхождение I2a2-Dinaric: по материалам Интернет ресурса «Молекулярная генеалогия» и историко-археологическим данным», на этой территории распространены топонимы и антропонимы, в которых звучит сочетание «тр»: Трнава, Тренчин, Трстена, Острава, Нитра, Трнове, Трстье, Трояновице, Троубоки, Требихава, Тршице, Траковице, Требатице. Поэтому ничего удивительного нет в том, что гора стала называться Татра. ( Татра – Татур – Татиер – Татьер – Татр – Ттр)
Поэтому, по моему мнению, верен другой взгляд на происхождение названия Татры, а, следовательно, на этимологию слова Татур. Он связан с поклонения отцу-создателю (tata).
Напомню некоторые санскритские слова.
Tatá, tāta – отец, папа
Tá, tat – 1. то, та, тот 2. этот, эта, это 3. он, она, оно
Trā – 1. охранять, спасать (прошедшее время, pf. – tatré), 2.защитник, охрана
Тогда имя Татра есть Tá –Trā, что означает «он – защитник», «это защитник», или просто «защитник». Красиво. И по смыслу для гор очень точно, и Татра, как отец-создатель, еще и защитник.
Поэтому этимология слова Татра – индоевропейская, которую можно понять из значения ряда слов в санскрите. Об этом я описал еще в статье «Возможен ли древнетюрский след в имени Татур?»
Но что еще может служить подтверждением индоевропейской этимологии слова Татры?
В этой же статье, приводя санскритское слова и среди них слово Tarh – «вредить, бить, разламывать, дробить», я писал: «Среди этих слов мы видим знакомое нам имя Тарх. По своему значению он больше подходит хеттскому богу грома Тишуб-Тарку, который изображался с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны. Или Тарана, что прямо выводит на кельтское taranis (ирл. tarann) — «гром» и «бог Таранис». Некоторые Даждьбога именуют Тарх Перунович, где Перун – бог громовержец».
Так вот, в иконографии «Священный Огонь Неба» или молнии (перуны), которыми в Книге Откровения удалось остановить народ Гога и Магога5, представлен двойной поперечиной на вершине горы Татры.
«Священный огонь Небесный» на горах Татры
Форма ветвей (перекладин) этого креста (расширяющиеся во вне и сужающиеся во внутрь –«a cross pattée») означает молнии, падающие на армию Куман.
Этот же восьмиконечный крест мы видим на картине с королем Венгрии Белой IV
Этот же перунов огонь на гербе Словакии6
Но, что еще интересно.
Герб Dąbrowa (герб фамилии Татур) имел, кроме общепринятого вида, еще и другой.
Вот, что о нем пишет А. Б Лакиер в «Русская геральдика» [4].
«65. Донброва (Dabrowa), Муржа(Murza) бывает двух видов:
1) в голубом поле серебряная подкова, отверстием обращенная вниз. На передке ее золотой крест. Такие же золотые кресты выходят из углов, образуемых шипами подковы. В нашлемнике коршунье крыло, пробитое стрелою влево (табл. XXIII, рис. 21). Такой герб пожалован Донброве в 1246 г. Конрадом Мазовецким за победу над врагами христианства; и
2) в красном поле белое копье с двумя на нем перекладинами, образующими восьмиконечный крест (табл. XIX, рис. 30). Эта фигура, поставленная на державе, называется Окунь (8), на Абданке – Столобот (9). См. гербы: кн. Сапег(10); Ададуровых (II, 48); Кушелевых (II, 84); Лодыженских (II, 49); Ланских (IV, 64); Ромодановских-Лодыженских (IV, 5); Родзянки (VI, 141); Румянцевых (IХ, 42); Фаминцыных (II, 129).»
Это вид герба символично напоминает «Священный Огонь Неба» и связь Татр и Татур.
Как краткий вывод из словацких сказок: Татур — это «господин отец», создатель и защитник
Литература
1. SLOVAKIAN HISTORY, текст в pdf
2. Ю.А. Евстигнеев, «Тюркский этнический компонент в этногенезе венгров»
3. Древнетюрский словарь, АН ССР, Инстиут языкознания, Наука, 1969
4. Лакиер А. Б. Русская геральдика., 1855, § 91, № 65
Примечания
1. Турчьянске-Теплица (слов. Turčianske Teplice, нем: Bad Stuben; венг.: Stubnyafürdő) – район и город в центре Словакии, входящий в Жилинский край, граничащий с Чехией и Польшей. В этом крае есть еще такие города как Turany (Тураны), Turie (Турье).
2. Tatier (Татиер или Татьер), то же что и Татры – сейчас название гор.
3. Куруцы (венг. kuruczok/kurucok, словацк. kuruci, от слова «крест») — этот термин использовался для обозначения вооружённых антигабсбургских мятежников в Королевской Венгрии в период с 1671 по 1711 года. В большинстве своём куруцами были этнические венгры, точнее мадьяры и секеи, и их знать, однако также присутствовали словаки и русины.
4. Это совпадает с этимологией Татур, которую я привел в статье «Татул-Татур: от древнего мира до нашего времени», правда, опираясь на ротацизм в имени Татул, но основа была такая же – «тата» — отец. Выводы этой статьи были следующие:
«- Фамилия Татур имеет этимологические основания в слове Тата (отец), и восходит, скорее всего, к имени Татий – царю сабинов, жившему в 8 веке до н.э.
-Суффикс ур произошел из ул, который показывал принадлежность кого-то к определенному роду. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу, поскольку у этруссков были сильны семейные узы, и каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их.
-Учитывая, что Тата – это «отец», фамилию Татур можно перевести как «Отцовский»,
-А, принимая во внимание, что «tata» называли Отца-создателя, то Татур, как и Татул, — дети, потомки Создателя, т.е. творцы, созидатели»
5. «7.Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;» Откр. 20:7
6. Словакия была частью центра державы Само в VII веке, позднее на её территории располагалось Нитранское княжество. Наивысшего развития славянское государство, известное как Великая Моравия, достигло в IX веке с приходом Кирилла и Мефодия и экспансией под предводительством князя Святополка I. В конечном итоге Словакия стала частью королевства Венгрия в XI-XIV веках, а затем позднее находилась в составе Австро-Венгрии вплоть до её распада в 1918 году.
Как поясняется в «SLOVAKIAN HISTORY» [1] «наименование «словак» до времен Бернолака, т.е. до конца XVIII века, не относилось к современному словацкому народу. Только Бернолак начал употреблять его в отношении этноса, проживающего в северной Венгрии, современных словаков. (…) Нынешнее содержание и значение термин приобрел благодаря Штуру [в тысяча семьсот сороковых годах. До этого предков современных словаков называли Uhrata (угряне) (в значении «люди из Угер», напр. Далимил), называли их slavus, tót, Wende, der Windische, Bohemoslavus и т.д. Существительное «словак» впервые появляется в 1495 г., но нельзя с уверенностью сказать, относится ли оно к словакам. В одном чешском словаре, Лактифер, в 1511 г. говорится о словаках, что безошибочно относится к современным словакам. Однако это единственное достоверное упоминание. (…) Позже в обиходе славян называли словаками; так фигурирует это слово после Бернолака, который сузил его значение, ограничив словаками, и грамматически обозначает славянина. Существительное «Словакия» первоначально также не было связано с нынешней Словакией. В 1786 г. М. Семиан его уже знает, но употребляет для обозначения Славонии (Далмация, Хорватия). В современном значении слово впервые встречается у Добровского в 1809 г. В словаре Бернолака, однако, Словакия и Славония даны как равнозначные. Словацкие писатели его употребляют так же. И, наконец, Штур начнет употреблять его исключительно в отношении современной Словакии.» (Vájlok Sándor (Вайлок Сандор): A szlovák önállóság kezdetei [Начало словацкой независимости]; In: Magyar Szemle /Bp./ 1994, № 3, с. 324.)»
В 16 веке представители фамилии Татур жили в Верхней Силезии, в селе Pogórze (Подгорье), княжество Ополе. Сейчас это село находится в Польше. Это поселение рода Татур рядом с Татрами не просто случайно, а полность соответствует разбираемой этимологии слова «Татур».
Вадим Татур