Возможен ли древнетюрский след в имени Татур?

В последнее время появилось множество исследователей, которые стремятся во что бы то ни стало найти во всех названиях тюрский след. Что не древний народ – так тюркоязычные: и скифы, и сараматы, и аланы, и асы, и авары, и невры, и…Вообщем все. Достаточно прочитать Ю.Н. Дроздова [1] и  М.З. Закиева4 [2]. Не меньшим рвением обладают Т.А.Моллаев [3], И.М. Мизиев и К.Т. Лайпанов [4]. Вместе с тем, нужно отметить, что в историографии наблюдается явный перекос в сторону ираноязычности и скифов, и сарматов и т.д. Причем проблема, как правильно отметил  М.З.Закиев, заключается в следующем: «Теория об исключительной ираноязычности всех племён, объединенных общим именем скифы, казалась правдоподобной, когда иранисты проводили этимологические исследования скифских письменных памятников только на основе отбора слов (этнонимов) однозначно иранского корня. Однако круг исследователей этих памятников расширялся. В дело включились и неиранисты, в частности, тюркологи и другие лингвисты. В научный оборот были введены слова с неиранскими корнями, особенно с тюркскими, что свидетельствовало о вхождении в скифское объединение тюркскоязычных племен… Получается замкнутый круг: археологи, руководствуясь мнением лингвистов, археологические культуры периода скифов и сарматов относят к ираноязычным племенам, а лингвисты-иранисты для подтверждения своей теории ссылаются на выводы археологов». [2]

Но существует и обратная картина доминирования тюркоязычности при выяснении этимологии имени, когда о племенном союзе и языке племен всего союза судят только по одному случаю.  Это, в частности, относится к интерпретации названия племени Татран в «Слове о полку Игореве».

Повторю эту интерпретацию: «Племенное название Татран, как и большинство аналогичных наименований, восходит к личному имени». Этимологически это имя — вероятно, имперфектное причастие на -н: *Татыран (~*Татырγан) «производное от глагола татыр- татур-: древнетюрк. татур — „испытывать удовольствие, пробуя на вкус“ чагатайск. татур — „смаковать“ Ср. тюркск. половецк. тат „сладость, вкус“ и „пробовать (пищу), смаковать, сластничать“, казахск. таты- среднетюркск. таты- „иметь вкус, быть приятным“ у Махмуда Кашгарского». К. Г. Менгес (Восточные элементы в «Сл. о п. Иг.». Пер. с англ. А. А. Алексеева. Л., 1979, с. 137): «Татранъ можно рассматривать как обозначение достоинства со значением такой (или такие), кто попробовал, т. е. ‘опытный’, и как семантическую аналогию с тат., тоб. tatymal ‘зрелый и опытный человек’ (тат.), ‘способный, превосходный человек’ (тоб., Радлов). Истоком этого значения является значение ‘опытный’, <?тот, кто попробовал’, по форме — это производное от tat-, tat-y — ‘пробовать’ (ср. tat «вкус» — Радлов). Форма татранъ, в которой а (=å) первого слога не перешло в о, может быть произведена либо (1) от *tat-ra-n, т. е. имени на -n от глагола инхоативного или повторного вида tat-ra от tat (или tat-y-ra от tat-y-) ‘действие повторного пробования’, либо (2) представлять собою имя мн. числа или собирательное на -an от tat-yr (или tat-y-r), nomen aoristi от tat- (tat-y-) ‘пробующий (-ие)’ Таким образом, в „Слове“ можно было бы видеть три группы сановников: быля, могутъ ‘магнат, вельможа’, татранъ ‘опытный, советник, старейший’».

Для меня просто удивительно, чтобы какое-то племя называло себя таким трудным лингвистическим образом.

Почему же так поступили лингвисты. А потому, что считалось, что это- черниговские потомки булгарских «былей», которые были тюркоязычны. То, что в древнетюрском существует другое слово для обозначения «опытный», они не написали.

Последуем же за этими лингвистами к истокам тюрского языка – древнетюрскому, который, как правильно отмечают, сродни шумерскому, и посмотрим: есть ли в нем возможность создать такое словосочетание, которое бы без лингвистических усилий и перевертываний, могло бы дать имя Татур.

Первое, что бросается в глаза у многих авторов, так это произвольное расширение некоторых языковых конструкций до тех границ, которые им выгодны, но которые не находят себе подтверждения в языке, особенно в тюрском.

Почему?

Тюрский язык, в отлисчие от флективного1 индоевропейского, является агглютинативным2. Во флективных языках в процессе применения (т.е. грамматического изменения) корень слова оказывается неустойчивым и претерпевает фонетические изменения. Как пишет М.З. Закиев:  «в агглютативных языках с течением времени корни слов почти не меняются, ибо они в процессе применения (т.е. при грамматических изменениях) не теряют свой первоначальный фонетический облик. Современный фонетический облик слов агглютинативных языков (следовательно, и тюркского языка) мы можем обнаружить и в древних письменных источниках» [2]

Поэтому выглядит странно, когда сторонники тюркоязычности мира, походя, пишут следующее: «Есть большая группа этнонимов, где в качестве определяемого слова используются всего несколько одних и тех же слов, но с разнообразным набором определений. Эти как бы типовые, определяемые слова служат достаточно надёжным этническим маркером тюркскоязычных этнонимов. Такими словами, в частности, являются:

ир — ‘муж, мужчина’ с фонетическими вариантами – ар, эр, ур, ор, р;

мин — ‘я’ с фонетическими вариантами – мен, ман, бан;

ас — ‘низ, низовой’ с фонетическими вариантами – ос, аз, ус, уз;

бай — ’богатый, хозяин’ с фонетическими вариантами – бəк, бик, бей, би,

пи, май.» [1]

По-моему, ор и ир, аз и уз – разные фонетические конструкции (существенно разные способы произношения, в отличие от ор и урир и эр), более того – разные семантические. Тем более, если речь идет об одной лингвистической среде да еще и агглютинативной, в которой каждая форманта (суффиксы или префиксы) несёт только одно значение. Что и доказывает словарь древнетюрского языка [5], к анализу которого мы и приступаем.

 

Ar – рыжий, бурый, красноватый.

Ar- – 1. обманывать, лгать, соблазнять 2. уставать, утомляться, 3. отделять

 

Er  1.муж, мужчина, 2.бурав, 3.моча, 4.камень, 5.солнечная сторона горы

Er- – 1. быть, находиться, 2. иметь нрав, манеры, 3. раскалывать, 4. следовать, преследовать

Ir  1. сконфуженный, пристыженный, 2. камень, 3. Солнечная сторона горы, 4.бурав

Ir- – то же что и er- 1- 4 (ставится в начале слова –В.Т.)

 

Or — гнедой

Or-  – жать, косить, срезать, скашивать

Or-  – Ur-

Ur – то же что и Or

Ur- – 1. бить, ударять, 2. класть, помещать 3. выбивать, вырезать. 4. в качестве компонента составных глаголов

 

TUR, UR, TÜR, ÜR — побудительная часть глагола

Например, TATUR- – побудительный глагол от tatï : “men aŋar as taturdum” – я дал ему отведать пищи.

ČÜŽTÜR побудительный глагол от ČÜŽ- вытягивать, например, заставить тянуть

ÖČÜR побудительный глагол гасить, тушить от ÖČ – гаснуть

 

TAT – 1. чужеземец, иноплеменник 2. прозвище уйгуров-немусульман

TAT- – 1. пробовать, вкушать, 2. приходится по вкусу, быть приятным

TATAγ – вкус

TATAγAN – приходится по вкусу, есть с желанием

TATÏ – 1. иметь вкус, быть приятным, 2. услаждаться.

 

TOT – 1. полный, избыточный, 2 tod- – насыщаться, удовлетворяться.

TOTγUR – todγur побудительное от tod —

TOTUR- – todur- побудительное от tod —

TOχUR- – toγur- побудительное к 1. рожать. 2. заставлять подниматься, восходить, от toγ – рождаться.

TARχAN – титул правителя. Скорее всего заимстванно из иранских или иных индоевропейских языков.

 

Первый вывод. В древнетюрском возможны переходы er/ir  и or/ur, но не er/ir/or/ur. И то в случае части глагола, используемого вначале слова. Все остальные предполагаемые переходы есть вольные предположения, поскольку слова приобретают другой смысл.

Логика рассуждений для подгонки к заведомому результату происходит следующим образом. Для выяснения семантики слов описанных, например,  Дионисием Галикарнасским (I в.до н.э), Плинием Старшим ( I в.н.э.) Птолемеем (I-II в.н.э.) сначала берется древнетюрское слово. Если с помощью него не удается интерпретировать, то сразу переносятся либо на средневековые тюрские языки либо современные, которые возникли значительно позже рассматриваемого слова,  там ищут  аналоги звучаний формант, например, переход форманты ор в ур, потом сразу возвращаются на тысячелетие назад и «на ясном глазу» интерпретируют слово. То, что в то время в тюрском языке не было такой форманты их мало беспокоит. Главное все слова и племена объяснить тюрскими. В результате получается следующий вывод [6]:

«Исходя из всесторонних конкретных лингвоархеологических исследований древних этнонимов, можно установить следующую историческую очередность тюркских господствующих племен, которым удавалось создать племенные объединения или даже государства.

п/п

Примерное время существования

Древние тюрские господствующие племена.

Тюркские предки татар

1.

V –III тыс. до н.э.

Ар/ир,субар/сумер/шумер, сабир, тавр, тохар

2.

XII– V вв.до н.э.

сак/сака, сакалы/скъдъ (рус. скиф)

3.

V–III вв.до н.э.

ас, суас,суарас/џуарасм (хорезм), алан (сармат)

4.

III в. до н.э.–II в. н.э.

парды (рус. парфян), биар (биляр, барды)

5.

II– VI вв. н.э.

сюн/џөн/хунны, кусюн/косан/кушан/казан 

6.

VI–VIII вв.н.э.

биар/бигер  (Биарм/Биармия)

7.

VIII–XIV вв.н.э.

булгар, (мишар, косан) ( в составе Золотой Орды)

8.

XIV–XVI вв.н.э.

косан/ Казанское ханство (сначала в составе Золотой Орды)

9.

С XVI в. до наст. вр.

Русское государство, в его составе с 1920 года Татарстан (народ: татары)

В этой таблице из древних языков лишь шумерский язык имеет много общего с тюрским при рассмотрении форм и смыслов слов. И скифы, и асы, и аланы, и сарматы – притянуты способом описанным выше.

Второй вывод. Максимально осмысленное слово, которое можно образовать это Tater – чужеземный мужчина, или Toter – полный мужчина. Но это – названия внешние. Было бы странно, чтобы какое либо племя так себя называло. Однако фамилии Татер, Татэр есть. Но фонетические переходы а – о –   у  встречаются в группе иранских языков (согдийский3, скифский, осетинский), если считать их все относящихся к одной группе. Например, имена из осетинских, аланских и скифских летописей [7].

Тархан Ταρχαν «судья» Скиф.и.

Тархон Tarhon «судья» Осет.и.

Тархун Tarhun «судья» Согд.и., Царь Согда 8в.

 

Интерпретировать их с помощью древнетюрского без бурной фантизии невозможно. Но мы попробуем, пользуясь логикой тюркистов, поскольку в древнетюрском есть следующие слова.

χAN – хан, правитель,

χAQAN – каган,

TARQAN – титул,

TARQAN- – рассеиваться.

TARχAN – титул правителя. Alp tarχan – название найдено в Турфанском оазисе, написано манихейским и уйгурским письмом, alp – имя легендарного правителя Турфана. Если считать, что TARχAN это TAR и χAN, т.е. какой-то правитель, то можно предположить, что TAR – это справедливый, мудрый, решающий, чтобы хоть как-то получился «судья».

Но слова TAR или TÄR в древнетюрском не имеют такого смысла. Что сделает «профессиональный» тюрколог? Он будет искать близкие по звучанию слова, а затем объяснять как и почему из этих слов исчезли или добавились буквы, или придумывать новые толкования.

Например

TAR – 1. узкий, тесный 2. плот, 3. пахта

TAR- – распускать, разгонять, рассеивать (в смысле войска)

TARA- – распускать, разгонять, рассеивать

Тогда TAR χAN – это рассеивающий правитель, или  очень фантазийно – победитель, как будто в языке нет такого отдельного слова,  в конце-концов – разделяющий, если судья, что близко по смыслу с распускать, разгонять. Но в древнетюрском слово TAR- применяется только по отношению к войску, TARA- еще и в смысле расчесывать (волосы).

Но пойдем дальше. И здесь начинаются поле кандидатских диссертаций и академических званий.

TARχAN  — это TA-AR-χAN – (TA – усиливающая частица, AR, если следовать логики тюркистов, — мужчина) великий мужчина правитель.

Далее, берем слова

TARÏ- – сеять, засеивать.

TARÏγ – зерно, злаки, хлеб

TARÏγAN – возделывающий.

Тогда при маленькой фантазии TARÏγAN – TARχAN возделывающий, сеятель. Ï – выбрасываем, χ – это глухое γ.

Приведу еще один пример, возводящий слово Тархан к тюрскому языку, хотя этот язык  многое заимствовал из согдийского в период строительства тюрского государства.

А́страхань — город у Каспийского моря, часто в Азовском Взятии (XVII в.); см. РФВ 56, 137 и сл. В др.-русск. грам. также Асторохань (ср. жит. Юлиан. Лазаревской; см. Гудзий, Хрест. 334), араб. Haǰǰ-Tarchan (Ибн-Ватута), ср.-лат. Agitarcan (XIV в.), по Бромбергу; см. FUF Anz. 26, 67. Кроме того, город имеет следующие названия: чув. Aśtarkan, Aśtarχan (Ашмарин, Чув. Сл. 2, 128), казах. Aidarχan, тат. Äčtärχan, крым.-тат. Ačtarχan, калм. Ädr̥χɔn; по мнению Рамстедта (KWb 25), – из тат., казах. Hadžitarχan; ср. также Радлов 3, 854; Фасмер, ZfslPh 1, 169.

Многие считают, что название города произошло из тюрского As-tarxan и означает «начальник асов, алан» (в Хазарском каганате), т. е. первоначально, возможно, ставка аланского военачальника, ссылаясь на Г.В. Вернадского (For R. Jakobson, стр. 59) и В.И. Абаева ( Ист.-этимол. словарь, I, стр. 80. – Т.)

Кроме того, в подтверждение своей правоты приводят древнетюрское Tarkan – «тархан, достоинство», сюда же старорусское слово «тархан», происходящее якобы из тюрского, — «сословие, свободное от налогобложения». Однако, Tarkan, как мы увидим ниже, имеет индоевропейского происхождение, возможно, согдийское.

 

Но мы помним, что слово Тархан означало в разных языках, надо полагать одной группы, -судья.

 

Возьмем теперь словарь санскритского языка [8], и выпишем некоторые слова:

Ţāra конь

Tata – склон, берег, край

Tatá, tāta – отец, папа

Tá, tat – 1. то, та, тот 2. этот, эта, это 3. он, она, оно

Tathya – правдивый, истинный, правда, истина

Tar, tārā – звезда

Tára преодолевающий, спасающий, побеждающий,

Tarh – вредить, бить, разламывать, дробить

Tárhana – дробящий, разламывающий

Tārá – проникающий, сверкающий, спаситель, громкий тон, громко

Turá-ga, turań-ga – конь, букв.быстро идущий

Turá, Turána – сильный, полный, крепкий сил, богатый обильный

Trā – 1. охранять, спасать (прошедшее время, pf. – tatré), 2.защитник, охрана

Tráņa, trātra – защита, охрана,

Tāráņa – 1. название богов, 2. спасение, сохранение

Taraņa – 1.переправа, 2. преодоление чего-то

Dhan — звучать

Dhána – богатство, состояние, награда, дар, добыча

Khan – копать, рыть, выкапывать

Han – бить убивать.

Tark – предполагать, считать

Tarka – умозрение, суждение, предположение, логика, доводы, доказательства

Tarkin – предполагающий, высказывающий догадку, сведующий в философии

 

Интересно, что согласно санскриту имя Татра, о котором я писал, есть Tá –Trā, что означает он – защитник, это защитник, или просто защитник. Красиво. Так могли назвать своего сына родители. Тогда Татраны (Tá-Tráņa) –– племя специализирующееся на охране, защите. И никакого тюрского «испытывать удовольствие, пробуя на вкус». Если последнее это лингвистическое словоблудие, на которое идут, чтобы остаться в рамках принятых условностей, то второе, — точное название того, что делали эти племена.

Среди этих слов мы видим знакомое нам имя Тарх. По своему значению он больше подходит хеттскому богу грома Тишуб-Тарку, который изображался с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны. Или Тарана, что прямо выводит на кельтское taranis (ирл. tarann) — «гром» и «бог Таранис».

Некоторые  Даждьбога именуют Тарх Перунович, где Перун – бог громовержец.

Есть еще армянский Тарку́ (арм. Տարքու), также Тургу́, Торк, которые некоторые считают имел хеттское происхождение. В армянском древнем пантеоне был еще Торк Ангех (арм. Տորք Անգեղ), также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех  — правнук Хайка, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой.  Торк Ангех является неуклюжим исполином безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех — каменотёс-ваятель. Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов. Как здесь не услышать — «дробящий, разламывающий»?

Вернемся к слову Тарх-ан/-он/-ун — судья. Другое, более твердое звучание Таркан.  Среди приведенных есть Таркин – высказывающий догадку, суждение, т.е. рассуждающий. Это больше по смыслу подходит к деятельности судьи, чем «разделяющий, распускающий» правитель, что неоднозначно следует из тюрской интерпретации понятия Тархан. И это мы получили даже при том, что согдийский язык (иранская группа)  и санскрит (индийская группа) разошлись на много столетий.

Таким образом, не исключая воздействия тюрского языка на судьбу имени Татур, можно однозначно сказать, что оно имеет индоевропейские корни, так же, как и язык сараматов, скифов и т.д. Влияние тюрского компонента возможно по одной простой причине: и сарматы, и скифы, и аланы были объединением многих племен, среди которых были и тюркоговорящие.

Любопытно, в связи с этим отметить, что тюрское TARχAN как рассеивающий правитель, близко санскритскому Tárhana – дробящий.

 


Литература

1. Ю.Н.Дроздов, «Тюркская этнонимия древнеевропейских народов» (2008)

2. М.З.Закиев, «Происхождение тюрков и татар» (М., 2003)

3. Т.А.Моллаев, «Новый взгляд на историю осетинского народа».

4. И.М. Мизиев и К.Т. Лайпанов, «О происхождении тюркских народов» (Нальчик, 1993)

5. Древнетюрский словарь, АН ССР, Инстиут языкознания, Наука, 1969

 6. М.З. Закиев, Тюркская линвистическая археология

7. Цагараев М.А., «Славных предков имена», сборник имен восточно–иранских народов (от киммерийцев до осетин), Цымыти, 2009

8. В.А. Кочергина, Санскритско-русский словарь, Москва, 1987 г.

 


Примечания

1. Флективный строй (от лат. flectivus «гибкий») — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противостоит агглютинативному, при котором каждый формант несёт только одно значение.

В качестве примера можно привести слово «хороший», где окончание -ий указывает на именительный падеж, единственное число, мужской род. В различных словоформах окончание -ий заменяется другим.

Особенностью флективных языков является присутствие неправильных форм (в агглютинативных языках этого не может быть, поскольку каждый формант может иметь только одно значение).

Другой типичной особенностью флективных языков являются их системы склонений.

Классическими примерами флективных языков являются латинский, немецкий, польский и т.д. языки. Можно сказать, что все устойчивые индоевропейские языки являются флективными.

2. Агглютинативные языки (от лат. agglutinatio — приклеивание) — языки, имеющие строй, при котором доминирующим типом словоизменения является агглютинация («приклеивание») различных формантов (суффиксов или префиксов), причём каждый из них несёт только одно значение.

Агглютинативный строй противопоставлен флективному, в котором каждый формант несёт сразу несколько неразделимых значений (например, падеж, род, число и т. п.). Более важно то, что в агглютинативных языках форманты не образуют неделимых структур и не изменяются под влиянием других формантов.

Синтетические языки, в которых словоизменение происходит не агглютинативным способом, называются флективными.

3. Согдийский язык — мёртвый (засвидетельствован памятниками кон. I в. до н. э. — X в. н. э., позднейшие памятники датируются началом XI века) язык восточноиранской группы иранских языков, на котором говорили в Согдиане в долине реки Зеравшан на территории современных Узбекистана и Таджикистана, а также в многочисленных согдийских колониях вдоль так называемого «Шёлкового Пути».

Согдийский считается среднеиранским языком, поскольку подавляющее большинство письменных памятников этого языка относятся к первому тысячелетию нашей эры. Он был официальным языком древнетюркских государств с 8 до 11 в.

Значительное число согдийских текстов было обнаружено на родине согдийцев, еще большее их количество было найдено в оазисах Синьцзяна / Китайского Туркестана и в китайской провинции Ганьсу. Это связано с тем, что согдийские купцы контролировали торговлю на большом участке шелкового пути в VI-V1II веках н. э., что и обеспечило согдийскому языку статус лингва-франка Центральной Азии в указанный период. Большинство письменных памятников имеет религиозный характер и представляет огромный интерес для изучения буддизма, манихейства и христианства в Центральной Азии. Арабское завоевание и исламизация согдийцев повлекли за собой постепенное прекращение согдийской письменной традиции, поскольку статус основного письменного языка в регионе на несколько веков закрепился за арабским. В последующий период, носители согдийского языка подверглись языковой ассимиляции, и большинство из них перешло на таджикский или на тюркские языки.

4. Академик-секретарь Татарстанского отделения Международной Тюркской Академии, доктор, профессор академик РА лингвистических наук, академик АН РТ, заслуженный деятель науки РФ и РТ