Тотур – Басилеус Боспорского царства

Среди царей Боспорского царства (480 г. до н.э. – 6 в.н.э.)1 есть несколько, которых считают выходцами из сармато-аланской среды. Это — Тейран (годы правления: 275 / 276 – 278 / 279 гг. н.э.), Фофорс (годы правления: 285 / 286 – 309 / 310 гг.) и Радамсад ( годы правления: 309—322). И на это есть веские основание.

Начнем с Тейрана. Он относится к династия Аспурга2 (Тиберии Юлии или династия Савроматов). Разберемся с его именем. Для этого уточним его написание на монетах3, им выпускаемых.

На их аверсе написано ΒΑCΙΛΕωC ΤΕΙΡΑΝΟΥ, что, учитывая древнегреческое произношение,  а так же что буква С есть стилизованное ς (Σ σ), произносится как  Басилеōс Теирану (Тейран), где ō произносится как [ɔː] – долгий «о». Но древний греческий предполагает другое написание — Βασιλεύς. Что звучит как Басилеус или Басилевс4. Здесь «у» может переходить в «в»,  как Таур – Тавр.

На боспорской монете  происходит замена ύ (Y) на ω (Ω). В таблицах 1 и 2 приведены разные произношения некоторых греческих букв или их комбинаций для разных языков и времен.

 

Таблица 1

Буква

Древний греческий

Современный  греческий

Β β

[b]

[v]

Α α

[a] [a:]

[a]

Σ σ ς

[s]

Ι ι

[i] [i:]

[i], [j]

Λ λ

[l]

Ε ε

[e]

Υ υ

[y], [y:] (ранее [u], [u:])

[i]

Ω ω

[ɔː]

[o]

Θ θ

[tʰ]

[θ]

Ρ ρ

[r], [r̥]

[r]

Ο ο

[o]

 Таблица 2

Греч. буква или
их комбинация

Лат. суррогат

Рус. 1

Рус. 2

Старослав.

α

a, ā

а

а

αι

ae

э/е

е

є

αυ

au

ав/ау

ав

аѵ

β

b

б

в

в

γ

g

г

г

γγ

ng

нг

гг

γκ

nc, nk

нк

гк

γξ

nx

нкс

гѯ

γχ

nch

нх

гх

δ

d

д

д

ε

e

э/е

е

є

ει

i

и

і

ευ

eu

эв/ев/эу/еу

ев

єѵ

ζ

z

з

з

η

ē

э/е

и

и

θ

th

т

ф

ѳ

ι

i, ī

и

і

κ

c

к

к

λ

l

л

л

μ

m

м

м

ν

n

н

н

ξ

x

кс

ѯ

ο

o

о

о

οι

oe

э/е

и

и

ου

u

у

ѹ

π

p

п

п

ρ

r, rh

р

р

σ,ς

s

с

с

τ

t

т

т

υ

y, ȳ

и/ю/в

и/в

ѵ

φ

ph

ф

ф

χ

ch

х

х

ψ

ps

пс

ѱ

ω

ō

о

ѡ

h

г

 

҅

Тейран, вероятно,  был выдающимся полководцем при Рескупориде IV и его родственником. За свои военные успехи получил место соправителя и наследовал трон после Рескупорида IV.

Правлением Тейрана, датирована одна надпись, в которой он носит обычную титулатуру — «царь Тиберий Юлий Тейран, друг цезаря и друг римлян, благочестивый», вместе с царицей Элией. Надпись поставлена Зевсу Сотеру и Гере Сотере за победу и долголетие царя и его супруги придворной знатью боспорского царя.

В имени Тейрана слышится имя Тейри (Тенгри), который был верховным богом в религиях многих тюркских народов. Его именуют также Уллу Тейри (Великий Тейри), Хан Тейри (Властительный Тейри), Кёк Тейриси (Бог Неба). Этому же божеству, под сходными именами — Тенгри, Тенгир, Тенгри-хан, Тангра — поклонялись и древние тюркоязычные народы — гунны, савиры, булгары, хазары и многие др. У балкарцев и карачаевцев Великий Тейри считался неограниченным владыкой мира и богов, ни одно событие не могло, по народным понятиям, произойти без его ведома и воли. Никто — ни люди, ни божества — не смеют ослушаться его. Первичные значения термина «тейри» были “море” и “небо”. (см. Приложение 1)

В глубокой древности Тейри, кроме того, представлялся борцом против чудовищ, великим героем. В одном из мифов говорится, что драконы от страха перед Тейри, ревут «как старые вепри». Кроме того, Великий Тейри является действующим лицом нартского эпоса, как и некоторые другие божества (Дебет, Сатанай). Он рождается на земле в образе человека и становится во главе нартов, чтобы истребить враждебные человеку существа — драконов, эмегенов и т. п. Нартский же  эпос  лежит в основе аланских и осетинских сказаний.

Имя Тейри упоминается в заговорах и заклинаниях, а также входит в состав личных имен: Тейрикъул-“раб Тейри”, Тейрикъыз — “дочь Тейри” и др.

М. Ч. Джуртубаев и Ю. X. Болатов в своей работе «Происхождение образа Тейри» (Приложение 1) пишут: «М.А. Хабичев отмечал, что “скифский первожитель земли Таргитай не что иное, как тюркское божество вселенной Таргимтай (варианты: гун. Тангрихан, хаз. Тагарма, далее Тегри, Танъари, Тенре, Тейри, Тенгрикай и т. д.”. Соглашаясь с этим, добавим, что, как нам представляется, имя Таргитай состоит из того же тагри “небо” и тай “сходить”, “исходить” и означает “сошедший с неба”, “порождение неба”»

Почти вслед за Тейраном царем становится Фофорс(285/286-308/309). Скорее всего, представитель одного из видных старых родов сарматского происхождения, легитимность которого не вызывала сомнений, о чем свидетельствует долгое и относительно спокойное царствование. О его правлении известно, что  в 291-293 году имела место римско-боспоро-херсонесская война. Фофорс собрал разные племена и пошел  походом против Римской империи, дошел до  реки Галис (Кызыл-Имрек в Турции), но был встречен римской армией. В то же время союзные римлянам херсонеситы взяли столицу Боспора, и римляне заключили мир с Боспором на выгодных для себя условиях. После поражения Фофорс не был свержен, а только был вынужден немного поменять свою политику. Власть царя была ограничена. Так римляне смогли на время предотвратить угрозу империи, исходящую от варваризированного населения Боспора. Но к концу своего царствования царь организовал мятеж против римлян, который был предотвращен херсонесским ополчением и римской армией.

О правлении Фофорса так же известно по чеканенным им монетам. Центр чеканки Пантикапей.

 

 

На аверсе монеты написано: ΒΑCΙΛΕωC ΘΟΘωΡCΟΥ. Ранее это имя читалось как Фофорс, поскольку букву Θ читали как «Ф». Но почему? Ведь оно предполагает и другое прочтение.

Возьмем например египетского бога мудрости и знаний Тота.

Тот от Тхотх (Θόουτ, Θώθ, Thoth, егип. Dhowtï). Почему Θώθ читается как Тхотх? Потому, что в древнегреческом языке буква Θ звучала как [tʰ], а не как [θ] (похоже на звучание th  в английском слове this), кторое можно озвучить и как «т», и как «ф». [tʰ] – аспирированный звук, т.е. возникающий при вдыхании, поэтому он звучит более как «т» (обозначение согласно Международного фонетического алфавита) . Поэтому Θώθ это [tʰ ɔː tʰ], т.е. Тот, а не Фоф.

Обратим внимание, что в слово ΒΑCΙΛΕωC на монете и Βασιλεύς в текстах отличаются  на одну букву: ω становится ύ, т.е. Υ υ → Ω ω, а звук [y], [y:] (ранее [u], [u:]) →[ɔː], или εύ →εω, а звук [эв/ев/эу/еу] → [эо/ео]

Тогда возможно два написания и звучания  ΘΟΘωΡCΟΥ:

  1. ΘΟΘωΡCΟΥ → [tʰо tʰ ɔːrsou] – Тхотхорсоу- Тоторсу – Тоторс – Тотрс — Тотр
  2. ΘΟΘύΡCΟΥ→[ tʰ о tʰ u:rsou] – Тхотхурсоу — Тотурсу – Тотурс — Тотур

 

Теперь посмотрим на имена, встечающиеся в летописях и относящиеся к осетинских, аланским, скифским  именам, а так же встречающиеся в нартском эпосе [1].

 

Тархан Ταρχαν «судья» Скиф.и.

Тархон Tarhon «судья» Осет.и.

Тархун Tarhun «судья» Согд.и., Царь Согда 8в.

Тахир Tahir Алан.и.

Теттыраз Tettyraz Осет.и.

Тотай Totaj Осет.и.

Тотраз/Тотрадз Totraz/Totradz Нарт.эп., Осет.и.

Тотыр Totyr Нарт.эп., Осет.и.

Тох Toh «борьба, сражение» Осет.и.

Тохар Tohar «ищущий сражения», «борец» Осет.и.

 

Среди этих имен есть имя Тотраз (от Тотр), которое в разных языках народов Кавказа звучит как Тотыр, Тотур, Тутыр. Имя Тотур носили великие войны.

На примере одного слова «судья» можно увидеть как в разных языках озвучиваются окончания: ан = он = ун.

Поэтому Тотор = Тотур= Тотар.

Имя же боспорского царя ΘΟΘωΡCΟΥ восходит или предшествует имени Тотур=Тотор =Тотр. но оно неразрывно связано с аланскими именами и эпосом.

Интересно немного пофантазировать.

Возьмем имя Тхотхорсоу. Его можно прочитать и как Тотхорс. В нем сышится Хорс (Хърсъ) – бог солнца в древнерусской мифологии.

Имя Хорса происходит из иранских языков — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, ‎перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце» (переход š→s в осетинском языке).

Некоторые историки (например, Б. А. Рыбаков) связывают происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В. В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуры (II—IV века).

Вот список Сарматских, Осетинских, Согдийских, Массагетских, Языгских, Сакских, Тохарских и т.д. имен, содержащих хор-хур[1]:

 

Хоран Horan «потомок солнца» Осет.и.

Хорз Horz «хороший» Осет.и.

Хориан/Хориен Horian/Horien «потомок солнца» Сарм.и.

Хормизд Hormizd «омытый солнцем», «награжденный солнцем» Сарм.и., Согд.и.

Хормузд Hormuzd «награжденный солнцем» Хорезм.и.

Хороат Χοροαθος «вестник солнца» от hvar+vac Сарм.и.

Хороксат Χοροξαθος «омытый солнцем» Сарм.и.

Хорсаман Horsaman «хорошо наставляюший» Массаг.и.

Хорсамант Χορσαμαντις от ос. horz amond Сарм.и.

Хоруас Horywas «вестник солнца» Осет.и.

Хорфазм/Хофразм Horfæzm/Χοφραζμος «подражающий солнцу» Сарм.и.

Хур Hur «солнце» Тохар.и., Правитель юэджей

Хурахсад/ Хороксат Huræhsad/Χοροξατος «омытый солнцем» Сарм.и.

Хурз Hurz «хороший» от ос. horz Языг.и.

Хурзад Hurzad «сын солнца» Сaк.и.

Хури Huri «солнечный» Осет.и.

Хурразад Hurrazad «сын солнца» Хорезм.и.

Хурразад Hurrazad Хорезм.и., Хорезмшах из дин. Афригидов, 8в.

 

Среди фамилий, встречающихся в 16 веке в Верхней Силезии, был Татхар, что лингвистически эквивалентно Татхур – Татхор – Тотхор.

Теперь возьмем имя Тхотхурсоу как Тотурс.

Часто, как мы видели выше на примере Таур-Тавр или Басилеус -Басилевс, буква «у» превращалась в букву «в». Тогда Тотурс можно прочитать, как Тотврс или Товрс – Тавр, или как далекое Ки-товрас.

В заключении скажу о преемнике Тотура. После него на боспорский престол взошел Радамсад (Радампсадий), который правил на Боспоре с 309/310  по 319/320 год. Он, также как и Тотур, был выходцем из сармато-аланской среды.

Вот другие имена того периода [1]:  

 

Радам Ραδαμος «первый», от radam Скиф.и.

Радамас Ραδαμασις «первый ас» от fratama+as Скиф.и.

Радамеист Ραδαμειστος «получающий первую награду» Скиф.и.

Радаммизд Radammizd «получающий первую награду» Алан.и.

Радамсад Ραδαμσαδις , Rhadamsades, «первая радость» от fratama+šati Алан.и.,Предв.алан, Царь Боспора из сарм. Дин.

 


Литература

1. Цагараев М.А., «Славных предков имена», сборник имен восточно–иранских народов (от киммерийцев до осетин), Цымыти, 2009

 


Примечания

1. Боспорское царство образовалось в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики, позднее расширенное вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона).

 

2. Династия Аспурга (Тиберии Юлии или династия Савроматов)

  • Рискупорид I Аспург, вероятно сын Асандра и Динамии, 14 н. э.—37
  • Митридат VIII, сын Рескупорида I Аспурга, 38—45
  • Котис I, сын Рескупорида I Аспурга, 45—62
  • Рискупорид II, сын Котиса I, 68—93
  • Савромат I, сын Рескупорида II, 92—123
  • Котис II, сын Савромата I, 123—132
  • Реметалк, 131—154
  • Евпатор, 154—170
  • Савромат II, сын Реметалка, 174—210
  • Рискупорид III, сын Савромата II, 210—228
  • Котис III, сын Рескупорида III, 227—234
  • Савромат III, 229—232
  • Иннтимей, 238—242
  • Рискупорид IV, 242—276
  • Рискупорид V, 242—276
  • Фарсанз, 242—254
  • Савромат IV, сын Рескупорида IV, 275—318
  • Тейран, 275—278
  • Хедосбий, 278—285
  • Фофорс, 285—309
  • Радамсад, 309—322
  • Рискупорид V, сын Савромата IV, 318—341
  • Рискупорид VI, 322—337
  • Савромат V, сын Рескупорида V, 341—
  • Дуптун, —402

3. Изображения монет взяты из базы каталога-архива  «Монеты Боспора»

4. Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств.

 


Приложение

1. Происхождение образа Тейри (по данным карачаево-балкарской мифологии и эпоса)

 

Автор: Вадим Татур