Татуры в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» есть такая речь Святослава:

«Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, и рече: „О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена. Се ли створисте моеи сребренеи сѣдинѣ! А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего || Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы,  и съ Ревугы, и съ Ольберы. Тіи бо бес щитовь съ засапожники кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу. Нъ рекосте: «Мужаимѣся сами, преднюю славу сами похытимь, а заднюю ся сами подѣлимь». (строки 26-27)»[1]

 

Прозаический перевод на русский язык этой речи.

«Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О сыны мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкую землю мечами кровавить, а себе славы искать: без чести для себя ведь вы одолели, без чести для себя кровь поганую пролили. Храбрые сердца ваши из харалуга крепкого скованы, в отваге закалены. Что же сотворили вы моей серебряной седине!

Уже не вижу я силы могучего и богатого и воинами обильного брата моего Ярослава с черниговскими былями, с могутами и с татранами, с шельбирами, топчаками, ревугами и ольберами: те ведь без щитов, с одними ножами засапожными, кликом полки побеждают, звеня прадедовской славой.

Вы сказали: «Помужаемся сами, и прошлую славу себе возьмем, и нынешнюю поделим!»» 

 

Поэтический перевод  этого отрывка Н.Заблоцкого.

 

            И тогда великий Святослав

            Изронил свое златое слово.

            Со слезами смешано, сказав:

            «О сыны, не ждал я зла такого!

            Загубили юность вы свою,

            На врага не вовремя напали,

            Не с великой честию в бою

            Вражью кровь на землю проливали.

            Ваше сердце в кованой броне

            Закалилось в буйстве самочинном.

            Что ж вы, дети, натворили мне

            И моим серебряным сединам?

            Где мой брат, мой грозный Ярослав,

            Где его черниговские слуги,

            Где татраны, жители дубрав,

            Топчаки, ольберы и ревуги?

            А ведь было время — без щитов.

            Выхватив ножи из голенища,

            Шли они на полчища врагов,

            Чтоб отметить за наши пепелища.

            Вот где славы прадедовской гром!

            Вы ж решили бить наудалую:

            «Нашу славу силой мы возьмем,

            А за ней поделим и былую».

 

В «Слове о полку Игореве» упоминается и Шарокан (Шарукан), и его сын Кончак.

 

Кто же такие Татраны?

 

Вот что в [1] об этом пишут:

«L. Rásonyi (Les noms de tribus dans Le «Сл. о п. Иг.». — Seminarium Kondakovianum, t. VIII, Praha, 1936, s. 295—296) считает, что «племенное название татраны тюркского происхождения». Он упоминает, что в предшествующей своей работе (Rásonyi-Nagy. Der Volksname Берендѣй. — Seminarium Kondakovianum, t. VI, Praha, 1933, s. 224) говорит об употреблении того же племенного названия в «Алексиаде» Анны Комниной (см.: Анна Комнина. Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1081—1118), ч. I. СПб., 1859, с. 357—358, — В. В.) в качестве печенежского личного имени Τατρανης. Он приводит также географические наименования Tatrang в Румынии и Татран в Казахстане. Указывая на название деревни Tatrang в Трансильвании, засвидетельствованное в конце XV в., Л. Рашоньи пишет, что «это название места является несомненно более древним, чем первое упоминание, которое дошло до нас; по всей вероятности, к этим встречающимся древним племенным названиям тюркского происхождения нужно подходить, быть может, как памяти о тюркских племенах, обосновавшихся под защитой Карпат».

«Племенное название Татран, как и большинство аналогичных наименований, восходит к личному имени». Этимологически это имя — вероятно, имперфектное причастие на -н: *Татыран (~*Татырγан) «производное от глагола татыр- татур-: древнетюрк. татур — „испытывать удовольствие, пробуя на вкус“ чагатайск. татур — „смаковать“ Ср. тюркск. половецк. тат „сладость, вкус“ и „пробовать (пищу), смаковать, сластничать“, казахск. таты- среднетюркск. таты- „иметь вкус, быть приятным“ у Махмуда Кашгарского». К. Г. Менгес (Восточные элементы в «Сл. о п. Иг.». Пер. с англ. А. А. Алексеева. Л., 1979, с. 137): «Татранъ можно рассматривать как обозначение достоинства со значением такой (или такие), кто попробовал, т. е. ‘опытный’, и как семантическую аналогию с тат., тоб. tatymal ‘зрелый и опытный человек’ (тат.), ‘способный, превосходный человек’ (тоб., Радлов). Истоком этого значения является значение ‘опытный’, <?тот, кто попробовал’, по форме — это производное от tat-, tat-y — ‘пробовать’ (ср. tat «вкус» — Радлов). Форма татранъ, в которой а (=å) первого слога не перешло в о, может быть произведена либо (1) от *tat-ra-n, т. е. имени на -n от глагола инхоативного или повторного вида tat-ra от tat (или tat-y-ra от tat-y-) ‘действие повторного пробования’, либо (2) представлять собою имя мн. числа или собирательное на -an от tat-yr (или tat-y-r), nomen aoristi от tat- (tat-y-) ‘пробующий (-ие)’ Таким образом, в „Слове“ можно было бы видеть три группы сановников: быля, могутъ ‘магнат, вельможа’, татранъ ‘опытный, советник, старейший’».

 

Оставим пока в стороне попытку тюрского истолкования названия Татран (особенно сведение «татур» к глаголу), но с чем можно согласиться, так это то, что Татра = Татыр=Татур этимологически и лингвистически одно и то же. Поэтому ничего удивительного нет в том, что самый высокий горный массив в  Карпатах Татры в 12 веке имел название Татур.

Кроме того, в нартском эпосе алан, а так же среди осетинских имен есть такие [2]:

 

Тотраз/Тотрадз  Totraz/Totradz     Нарт.эп., Осет.и.

Тотыр                  Totyr                    Нарт.эп., Осет.и.

Тотурдза             Toturdza               Осет.и.

 

Здесь лишь звук а перешел в о, или наоборот. Окончание аз или дза обозначают принадлежность.

Интересно, что  венгерском языке  tót обозначает славян, словаков и словенцев, а в Польше есть городок (деревушка) Татрас.

 

Где же мы еще встречаем имя Татра?

В летописях Бахши Иман «Джагфар тарихы» [3], в части, посвященной  булгарским царям сарматской, аланской, хонской и балтаварской династий.

«Ружа-Джураш Масгут (489-505 гг.). Сын Кемека (Кемек — младший сын Атиллы, продолживший его ветвь династии Дуло – В.Т.) от дочери масгутского бека Ружи, почему и был назван Ружа. Правитель Кара-Бершуда, правил 16 лет. Благодаря помощи сэбэрских беков смог расширить свои владения на западе в ходе успешных войн с Византией. В 492 г., в год обезьяны, занял всю западную часть Дунайской Булгарии от Дуная до Кубар-Дара (Вардар, Македония) и в память об этом основал город Бичин — «Обезьяна» (Видин). За успехи в войнах получил прозвище Джураш — «Воитель, Дух Войны». Прославился как мудрый и справедливый правитель. Знал родной — огузо-булгарский, немецкий, латинский, греческий, дунайско-булгарский («славяно-болгарский»), венгерский, иранский языки и «кам теле» (язык булгарских шаманов). Имел пятерых известных сыновей: Буляк-Болгара, Куштана (Бирмана), Айяра, Могера и Банджа-Татру.

 

 город Видин 1  43°59′00″ с. ш. 22°52′00″ в. д.

Банджа-Татра Банант или «Мундо» (505-520 гг.). Сын Ружа-Джураша, был правителем Булгарского бейлика (Кара-Бершуд) 15 лет. Всегда признавал Чапан-бия верховным булгарским правителем и был очень дружен с ним. Прославился воинственностью и необычайной храбростью в бою. В решающей битве в войне против Византии его тысячный конный отряд («банант») атаковал и опрокинул 15-тысячное византийское войско, после чего он получил также прозвище «Банант». Разгромленная Византия согласилась платить Кара-Бершуду огромную дань и уступила ему большую часть Балканского полуострова. После этого Татра восстановил единство Иделя, подчинив Ак-Бершуд и Эскель. Был воспет в болгарском народном эпосе «Шан Талгау» под именем Тат-Ырана.

Буляк-Болгар Джилки или «Болох» (520-522 гг.). Старший сын Банджа-Татры, был управителем Чаллы-Бурджанской (Предкавказской) части Ибер-Сэбэра. Родился в год лошади (в 490 г.), почему получил имя Джилки («Лошадь»). Вначале брал дань с Византии и Барджиля (Персии) только для Чалап-бия, но затем стал взимать для себя дополнительную дань с Барджиля (по настоянию жены — Бояр-кыз). Желая избавиться от этой дополнительной дани, барджильский шах Курбат (Кавад) пригласил его в Персию для участия в походе на арьякцев (армян) и пообещал за это передать Джилки область Дяу-Хонджак (Карабах). Джилки поверил и был коварно убит вместе с большей частью своей дружины людьми Курбата. Перед смертью Джилки завещал своим родным отомстить барджийцам (персам) за их коварство. Двое двоюродных братьев Джилки Ширак Хазар (с тысячью воинов) и Колын (с 3 тысячами воинов) перешли на персидскую службу и были через некоторое время отпущены…»

 

Уже здесь мы видим, что Татр в народном эпосе воспет как Татыран – Татыр

В истории этого периода  часть этих племен известны под именем савиры2.

В тексте так же есть упоминание о Дунайской Болгарии 5-6 века. Имеено тогда из этого региона началась экспансия славян, а горы, видимо, стали носить имя Татра = Татур — сына Ружа-Джураш Масгута.

 

В.В. Мавродин пишет [4]: «Часть болгар оттеснили на север лесостепи позднейшие пришельцы — венгры и печенеги. Потомками этих древних тюрок-болгар следует считать черниговских «былей» «Слова о полку Игореве»: шельбиров, ольберов, ревугов, татранов. … Это — именитое черниговское боярство, давно обрусевшая знать, тюркское происхождение которых было основательно позабыто ко временам Игоря Святославовича. Сам термин быль уводит нас в Дунайскую Болгарию, где он был заимствован славянами у тюрок-болгар, и в Орхоно-Енисейский край, где в древних тюркских надписях он выступает в значении сановник».

Я не буду комментировать  сведение Мавроди болгар к тюркам: язык народа еще не является признаком его этнического  происхождения, но мы видим, что в части происхождения названия «татран»  версия В.В. Мавроди совпадает с повествованием летописи «Джагфар тарихы».

 

Но какова связь булгар и алан (осетин), в нартском эпосе которых есть имя Татраз? Вот что об этом сказано  в летописи «Джагфар тарихы».

«Часть масгутов и оймеков, поступивших на службу Аланской династии Иделя, стали называть аланами…

В VII в. Булгария раскололась на пять крупных частей: Улаг-Болгар (Дунайская Болгария), Кара-Болгар (будущая Русь и Причерноморье), Хазар (Хазария), Авар (Авария) и Ак-Болгар (Волго-Урало-Сибирская Болгария). Воспользовавшись этим оймеки (кимаки), ранее подчинявшиеся Булгарии, провозгласили себя Оймекским (Кимакским) каганатом….

Ставка оймекских ханов находилась на месте прежней ставки кана Булюмара и кагана тюрков Иджима (Истеми) на реке Иджим (Ишим), которую булгары называли Кызыл (Куман) Яр (Джар), что означало Красная, а также Желтая и Золотая (Кызыл, Куман) голова (яр, джар). Кыпчаки называли эту ставку сокращенно «Куман», почему и получили еще одно прозвище «куманы»…

В 1020-х годах первая крупная караоймекская орда хана Кумана бежала из Кызыл Яра в Булгар и была в 1028 г. нанята булгарским царем Балуком Ашрафом на службу. Тогда же Балук добавил к титулу булгарских царей выражение «царь Кыпчака (Дешт-и Кыпчака)». Куман должен был своими силами поддерживать порядок среди племен булгарских торков, постоянно нападавших друг на друга. В 1035 г. на службу Балуку в Саксине нанялась еще большая караоймекская орда хана Ишима, а люди Кумана получили разрешение заселить часть Горной и Луговой (Заказанской) сторон Средней Волги..»

 

Здесь нужно отметить, что отец Шарукана хан Осеня ( Асень, Азан, Асан), ставший с 1061 г. главой саксинских куманов, был сыном Ишима. Татур – правнук Шарукана, согласно  летописи «Джагфар тарихы», поселился на  Горной стороне Средней Волги. А отец Банджа-Татры (505-520 гг.) был женат на дочери масгутского бека Ружи.

Но продолжим цитировать летопись  «Джагфар тарихы».

 

«Кубан. Сын Кашана. Великий булгарский музыкант и сказитель, царь Иделя. Создал ряд поэм-песен, в которых отразил мифологию и историю булгар. Кул Гали сохранил такие его слова:

 

«Джам-Иджик собрал под своей властью семь племен,

Благодаря чему сложился один великий народ булгар.

Таргиз заставил всех задуматься о необходимости сохранять единство тем,

Что отступился от власти.

Азан решил расширить Кашан от Семиречья до Сулы — и это ему удалось.

Все эти действия настолько непонятны,

Что ясно: они предприняты по внушению Тангры:

Я, живущий на берегах сакланской реки (Кубань), Кубан — потомок Иджика, Таргиза и Азана,

А поэтому я прошу Тангру: вразумляй меня также, как [вразумлял] моих предков.»….

 

Алан (140-107 гг. до н.э.). Внук Кубана, сын Сувар-Маджи, Тархан. Оттесненный от власти другими родственниками, заключил союз с Кельбиром, по которому Кельбир помог Алану в 140 г. до н.э. стать царем Иделя, а Алан объявил Кельбира и его потомков тарханами (автономными правителями) Саклана. Кельбир женился на дочери Алана Узбике. Во время свадьбы на берегу реки Кубан на пирующих неожиданно напало войско Бершуда (Боспорское царство) во главе с Тама-Диу и захватило в плен малолетнего сына Алана Сакмара или Саумака («Савмак» римско-греческих источников). Из-за этого разразилась война между Иделем и Бершудом. В этой войне булгарские войска возглавлял вначале Кельбир, а затем — Балак (сын Кельбира и Узбики). Сын Уразмана Таш-Баш поддерживал их. В конце концов бершудцы были разбиты, а Саумак — освобожден. Но тут царь Дарбазана (Понтийское царство) пришел на помощь бершудцам и при поддержке того же Тама-Диу вновь пленил Саумака (в 107 г. до н.э. по данным римско-греческих источников). Узнав об этом, Алан умер от расстройства. А Саумак умер в заточении в Дарбазане. Его тело было выкуплено за большое количество золота и серебра и погребено на родине, на берегу реки Сакмак или Сакмар (Сакмара). Алан — основатель Аланской династии.»

 

А вот что следует  из  других источников об этом времени Боспорского царства 3.

Последний из Спартокидов — Перисад V — принуждён был отречься от престола. В 108 г. до н. э. он передал власть правителю Понтийского царства (Юго-Восточное Причерноморье — восточная часть современной Турции) Митридату VI Евпатору, владевшему тогда обширными территориями и ставшему опасным врагом самого Рима.

На его европейской стороне вспыхнуло восстание под предводительством  Савмака (греч. Saumakos). Были захвачены Пантикапей и Феодосия. Савмак убил Перисада, а присланный Митридатом полководец Диофант бежал. Через год Диофант (Тама-Диу летописи «Джагфар тарихы») вернул Боспор. В его распоряжении были сухопутная армия и флот, с помощью которых он захватил и Пантикапей, и Феодосию. Виновники восстания были наказаны, Савмак отправлен к Митридату и, видимо, казнён. Разрушения в городах и поселениях европейского Боспора, датированные концом II в. до н. э., обычно связывают с этими событиями.

 

Мы видим, что история алан, масгутов, оймеков, булгар представляет нечто едной целое, которое отражено и в эпических нартских сказаниях, и летописях булгар и которое проявляется через имена реальных и былинных исторических персонажей.

Имя Татра тому свидетельство: Тотраз/Тотыр — нартский эпос, Тотыр/Тотраз/Тотурдза — осетинские имена, Татра – булгарская летопись, Татран – «Слово о полку Игореве», Татур – половецкое (оймекское) имя.

 


Литература

1. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: В 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; Под ред. Б. Л. Богородского,Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; Сост. В. Л. Виноградова. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984. С. 15—25.

2. Цагараев М.А., «Славных предков имена», сборник имен восточно–иранских народов (от киммерийцев до осетин), 2009

3. Бахши Иман, Джагфар тарихы (История Джагфара), 1997

4. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л.,1978. C.114-115.

 


Примечания

 

1. Город в Болгарии, у реки Дунай. Центр Области Видин и Общины Видин.

2. Савиры (сабиры, савары, сувары) — группа племён первого тысячелетия нашей эры. По некоторым предположениям от их имени произошло название «Сибирь». В тексте Бахши Иман  «Джагфар тарихы» есть упоминание сэбер. Здесь интересна лингвистическую параллель сэбэр – сябры – сэрби (сянбийцы) – сербы.

Считается, что савиры пришли в Западную Сибирь из Центральной Азии вместе с хуннами.

Зона их первоначального обитания находилась в Западной Сибири, между  Алтаем и Уралом. Так, согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша до прихода туда татар.

Савиры на Северном Кавказе между болгарами, хазарами и аланами

Первое известие о савирах (греч. Σαύαροι) оставлено Птолемеем в трактате География (кн.3, гл.5, 22), который помещал их в списке народов Сарматии после аорсов возле Рипейских гор.

В 463 году савиры были вытеснены со своей территории аварами и пришли в северный Дагестан, потеснив оттуда болгарские племена. В 508 году они предприняли опустошительный набег в Каппадокию и Галатию. Видимо об этом походе Банджа-Татра Бананта пишет  Бахши Иман  в «Джагфар тарихы».

Считается, что именно  Савиры основали здесь царство в междуречье Терека и Волги, столицей которого был город Варачан ныне Даргинский Аул Урцеки/Урцаки .

Сведения о савирах очень немногочисленны. Они почерпнуты из военных хроник, столкнувшихся с этими племенами государств. Из этих сообщений можно установить, что савиры являлись серьёзной военной силой на Северном Кавказе. Однако единого политического целого они не составляли, а были разделены на несколько колен, которые соперничали друг с другом. Византия и в большей степени Сасанидский Иран подвергались их набегам и одновременно стремились использовать в качестве наёмников. В 521 византийский император Юстин склонил савирского вождя Зилигда (Джилки) на войну с персами. Однако тот, получив дары от Ирана, перешёл на его сторону и с 20 тыс. войском напал на Византию. Тогда Юстин предложил Ирану заключить мир, чтобы не идти на поводу у варваров и персы уничтожили савирское войско.

В 527 савирами, расположенными близ иранской границы, правила вдова вождя Болаха (Буляк-Болгар Джилки — Старший сын Банджа-Татры )  — Боарикс ( Бояр-кыз). Она заключила союз с Византией. Двое других племенных вождей (двое двоюродных братьев Джилки Ширак Хазар (с тысячью воинов) и Колын (с 3 тысячами воинов) перешли на персидскую службу), живших позади савир Боарикс, согласились служить Ирану.

Савиры служили в иранском войске во время кампаний 528—531. Они сыграли важную роль во время ирано-византийской войны за Лазику (550—556). Правитель лазов — Губац нанял савир и алан для защиты от персов, но не смог расплатиться, и союзники перешли на сторону Ирана. Византийский император Юстиниан прислал необходимую сумму. Три савирских вождя прибыли за ней к византийскому войску, осаждавшему город Петру. Савиры научили византийцев строить переносные тараны, благодаря чему город был взят.

Могущество савир было подорвано междоусобными войнами. В 562 году персидский шах Хосрой нанёс савирам поражение. Часть их он взял в плен и поселил в Кавказской Албании,в районе Кабалы. Остальных прогнал обратно в Дагестан. У каспийского прохода он построил крепость — Дербент, что значительно затруднило дальнейшие набеги.

В VII—VIII вв. остатки савиров жили в низовьях р. Кумы и в Северном Дагестане, они подчинялись хазарам и были известны под именем гуннов. В 682 году вождь гунно-савиров — Алп Илитвер принял христианство.

В начале VIII века (ок. 737 года) под влиянием арабских нашествий савиры вместе с болгарами переселилась в Среднее Поволжье, где столкнулась с населением именьковской культуры и построили город Сувар. Часть волжских савиров мигрировала на запад к Днепру (Волынцевская культура), другая часть осталась на Волге, приняв участие в формировании Волжской Болгарии.

В 9 веке часть савиров жила ме­ж­ду Дон­цом и  Днеп­ром.

3. Боспорское царство, (или Боспор) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на  Керченском  и  Таманском  полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в.

 

Автор: Вадим Татур