Татур: Та Тур или Тат Ур. Историко-лингвистические наброски. Часть 2

Если следовать  работе выдающегося английского востоковеда и синолога Э. Паркера [1], то в 200 г.н.э. имя  Татур носил вождь одного из племен сяньбийцев (или ухуаней, оба племени вышли по мнению историков из союза дунху), что жили во Внутренней Монголии (север Китая). В китайском языке нет звука «р». Он заменяется либо на «нь», «нг»,  либо вообще опускается. По Э.Паркеру в китайских источниках в Северном Китае монголов (это имя не имеет никакого отношения к предкам сегодняшних монголов – халха-монголам,  о связи этих «монголов» с сяньбийцами я скажу ниже) и маньчжуров называли звали «та-цз» — уменьшительное от «та-та», а в истории династии Мин (1368—1644) «монголы» именуются «та-та», а по В.П. Васильеву Татар (о них я так же скажу ниже), иногда звали «да-да» . Это связано с тем, как пишет знаменитый синолог Н.Я. Бичурин в заметке 1838 года «О произношении букв входящих в состав китайских звуков», что буква «Т», «произносимая в гортани, образует густое т, подходящее к дт, слитно выговариваемым, и даже к мягкому д; напр. дтан, дти, дб; произносимая же из гортани образует мягкое т, как бы следовало после него преддыхание ‘, или знак протяжения —; напр. т’ан, т-о, т-у. Мы выражаем это чрез тх, слитно выговариваемые». Важно отметить, что в старотатарском языке (по выражению Гумилева старомонгольском), написанном уйгурским письмом (северо-задад Китая), есть только одна буква для обозначения звука «д» и «т». Так имя внука Чингизхана Батыя (Бату) в татарских преданиях известно как Баянду (Баянту) или Байду (Байту). Поэтому, например, имя Татар, согласно исследованиям В.П. Васильева [2] в китайских источниках пишется как Татань, Датань, Дадань, а имя князя и полководца Мухури – Мэ-хоу-ли или Моу-хэ-ли. Тогда имя Татур можно искать в топонимах на территории Китайской Народной Республике, т.е. в названиях мест пребывания во 2- 7 веках сяньбийцев или их потомков. И оно может звучать  не только как Татань,  но и как Тату, Дату, Датунь, Дадунь, Тадунь. В других, соседствующих с КНР странах, в которых понимали уйгурское письмо, имя Татур может быть как Татур, Тадур, Дадур, Датур, а имя Татар –  Татар, Дадар, Датар.

Вообще китайские исторические хроники – большая загадка. Они чрезвычайно хаотичны, материал в них расположен странным образом, постоянные искажения, пропуски. Вот что пишет о них известный в 19 веке историк-лингвист В.П. Васильев.

«Кроме странного расположения, которое заставляет занимающихся перебирать все сочинения для того, чтобы получить полное понятие об одном каком-нибудь отдельном событии, кроме утомительного труда, кроме постоянного критического напряжения, которое, однако ж, может открыть истину только при полном изучении предмета, историку, сверх того, постоянно представляются вопросы, которым он напрасно ищет разрешение, постоянно встречает он искажения, пропуски».

Второе. И пожалуй самое главное, современное китайское произношение исторических имен, названий и т.д. сильно отличается от прежнего.

Например, как я уже отметил, имя князя и полководца Мухури – Мэ-хоу-ли или Моу-хэ-ли, а вот имя  Иосиф – Яо-су-му, имя Георгий – Ко-ли-цзы-сы. Если заранее не знать, что Яо-су-му это Иосиф, то никогда не догадаешься об этом. И будет у нас ходить по земле два человека: Яо-су-му и Иосиф, и будем мы гадать и писать разные истории про этих двух людей. Вот как по-разному звучат по-китайски и на других языках имена правителей и князей Тюрского каганата (первое имя китайских летописей – последнее тюрское, по Л.Н.Гумилеву): Тобо-кэхань (кит.) – Татпар хан, Дату-кэхань – Тарду(греческое) – Тардуш-хан (тюрское), Таньхань – кэхань – Турксанф, Далобянь – Турум(гр.) – Торэмен (тюрск), Жаньгань – Жангар,  Мохэду-шеху – Багадур-джабгу, Шоболо –шеху – Ышбара-джабгу, Хушэло – Кушрак, Хубо – Ильчур, Ичжу Чеби-хан – Кюбэ-хан, Дусифу – Тюзель-бек, Сыби-дату-шал – Сибир-тардуш-шад.

Почему же это происходит?

Потому что собственные имена передаются иероглифами путем подыскивания похожих по звучанию иероглифов-картинок, чтение которых существенно зависит от языка. Одни и те же иероглифы читаются совершенно по-разному в зависимости от того, кто их читает: китаец, японец или кореец. Когда подыскивается аналогичный по звучанию иероглиф, то для одного и того же имени кореец или китаец подберут разные иероглифы.

Поэтому написание и, соответственно, современное прочтение старого китайского имени существенно зависит от того, на каком языке говорил человек, который когда-то впервые написал это имя иероглифами. Сейчас мы этого уже не узнаем. Поэтому озвучивание современным китайским произношением старых иероглифов, или даже попытка понять, как они звучали в старом произношении, являются  непродуктивными, а тем более понять и восстановить реальное историческое имя.

Но, несмотря на это, можно попытаться сделать некоторую экстраполяцию, зная, например, о специфике произношения буквы «р». Но это опять же, зная из других источников аналоги, или звучание тех же имен в другом языке.

Так, приведенные  в китайских источниках племена сяньби, ухуань и усунь могли звучать по-другому. Как?

Первое, что бросается в глаза это созвучие «нь». В.П. Васильев показал, что при написании слово «татар» буква «р» заменялась на иероглиф, звучащий как  «нь» или «л». Что ж это за племена тогда?

Получается, что сяньби – это сярби, ухуань – ухуар, усунь — усур. В последнем так и слышится река Уссури, Уссурийский край, сурья, или перевернутое урус.

И действительно, ранее сяньби звучало как  «Sirbi», «Sirvi», «Saärbi», что очень созвучно европейскому народу – сербы. Как я уже отмечал, согласно ДНК исследованиям род Татуров имеет I2a Y-гаплогруппу, которая  среди сербов очень распространена. Интересно, что именно в племени сяньби (сярби) в 200 г.н.э. был вождь Татур.

Возможно, что в то время сярби разговаривали на скифо-сарматском языке, имеющим фонетическую неустойчивость Р-Л. Т.е. иногда слово могло звучать с буквой «р», а иногда «л»: Татур = Татул. Это отразилось и в прочтении китайских иероглифах.

 

Теперь посмотрим на некторые сегодняшние названия Северного Китая.

Датунь (Датун,). Датун ( кит. упр. 大同, пиньинь: Dàtóng) — городской округ в северной части провинции Шаньси КНР, на лёссовом нагорье (высота 1090 м) у заставы Великой Китайской стены, отделяющей Внутренний Китай от Внутренней Монголии.

В 398 г. Датун, прежде гарнизонный город для защиты Ханьской империи от набегов хуннов, стал столицей государства Северная Вэй, правители которого первыми в китайской истории приняли буддизм. В 494 г. династия Северная Вэй ( кит. упр. 北魏, пиньинь: Běi Wèi, 386—534) наиболее известна объединением Северного Китая в 439 г.,также известная как Тоба Вэй (拓拔魏) или Юань Вэй (元魏), перенесла столицу из Датуна в Лоян и начала строительство искусственных пещер Лунмэнь. В этих пещерах обнаружено свыше 30000 буддийских изображений, относящихся к периоду династии Северная Вэй. Считается, что династия происходит из рода Тоба, относившегося к некитайскому племени сяньби. Род Тоба сменил свое родовое имя на Юань в процессе систематической китаизации. Вплоть до монгольского нашествия Датун служил западной столицей сначала киданьского государства Ляо, а с 1125 г. — чжурчженьского государства Цзинь. Мы видим, что сяньбийским именем Татур (Датунь) в местах селения и правления сяньби назвали город.

Дадунь. Район Даду́н (кит. упр. 大东区, пиньинь: Dàdōng Qū) — район городского подчинения города Шэньян провинции Ляонин (КНР) на северо-востоке Китая (столица и крупнейший город — Шэньян.), включающей Ляодунский полуостров. Именно в этих местах жило племя сяньби. Интересно, что в Европе так же есть носители фамилии Дадун, например, французский литератор Роже Дадун.

Более подробно о китайской топонимике мы еще скажем ниже.

           

Рассмотрим сначала два имени: Татур и Тотур

Изучая гидронимы, топонимы и названия населенных пунктов мы находим следующие упоминания этих имен.

 

Имя Татур (возможные варианты – Татор, Татр; имя Татар здесь мы рассматривать не будем): в 18 веке рукав горной реки Она имел названием Татур [3] ( на бурятском), самая высокая гора Карпат в 13 веке носила название Татур[4], до войны (1941-1945 гг) в Балкарии был город (село) Татур, который был переименован после депортации балкарцев. Сейчас в мире существуют следующие топонимы, имеющие сходное звучание с именем Татур.

Таблица 1

Страна, язык

Населенный пункт

река

гора

 

 

Азия

 

Афганистан, пушту, дари

Tator-o Paykhel, Tator-o-Paykheyl’ , Tatowr-e Paykhel, Tatoray, Taturay, Tatra, Tatrah, Tatramqol

 

 

 

Пакистан, урду

Tatur, Tatumar

Tatra Khwar

Tatra

 

Иордания

 

 

 

Tantur -руины

 

Африка

 

Израиль

Tantura

Tantura

 

 

Морокко

Tatrarat, Tatrarate

 

 

 

 

 

 

 

 

Австралия, анг.

Tatura

 

 

 

Казахстан, кзх.

Tatrai

 

 

 

 

Юго-Восточная Азия

 

Китай, кит.

Tatungkow,Tatran, Tatrang

Tatung Gol (Datunkhe)

 

 

Вьетнам, вт.

Tatyan

 

 

 

ЮжКорея

Tottuni

 

 

 

СевКорея, кор.

Tatan-do, Tottun-ni

 

 

 

Камбождия

Tatrao

 

 

 

Индонезия, индонез.

Tatura, Taturan,

Tatung Kidul

 

 

 

 

Европа

 

Чехия, чш.

Tatry

 

 

 

Словакия, слв.

 

 

Tatry,

Tatry Wysokie

 

Эстония, эст.

Tatra

Tatra Jogi, Tatra

 

 

Словения, слов.

Tatre

 

 

 

Швеция, шв.

Totra

 

 

 

Имя Татур (не фамилия) встречается у ингушей. Об этом я писал в статье «Тотур – покровитель волков рода Ашин».

Среди тех, кто принял присягу о добровольном вхождении Ингушетии в состав России был Татур Филмов. Здесь Татур – имя, как и у сына половецкий хан Кончака в 12 веке и у сяньбийского вождя в 200 г.н.э. Как мы знаем в 13 веке, после поражения от монголов, половцы расселились на Кавказ, Русь, Европу (современные Болгария и Венгрия).

Что же говорят на топонимы? К сожалению, мы не знаем многих старых названий (например, сейчас уже нет речки Татур – она имеет другое название, нет села  Татур – тоже другое название), поэтому анализ будет неполным.

На что следует обратить внимание.

Первое. Населенные пункты Татур в Пакистане, Tottuni в Южной Корее, Tatan-do и Tottun-ni в Северной Корее, Tatungkow в Китае, река Tatung Gol в Китае. Если вспомнить, что в корейском и китайском языках r читается как n (ng), то имеем названия Totturi, Tatar-do, Tottur-ni, Taturkow (Татуркоу — Татурков), река Tatur Gol. Замена в китайском языке r на n, или другую букву, или просто пропуск буквы r очень распространено. Например, персы – на китайсом «по-сы», название Каракорум – «Хэ-ла хэ-линь», тюрк –«ту-кю». Поэтому, например, имя Татар в китайских источниках часто пишется как Татань. Об этом, как уже было сказано выше,  писал еще В.П. Васильев (академик историко-филологического отделения Императорской Академии Наук – история и древности восточных народов. С 1840- по 1850 г.г. научная работа в Китае, С 1851 г. профессор Казанского университета по кафедре китайской и маньжурской словестнсти, владел китайским, маньжурским и халха-монгольскими языками) в середине 19 века.  Имя Татур на китайском языке может звучать как Татунь, Татун, Татул, Тату. Так в Китае есть населенные пункы Тату и Татуо, река Тату,

Пункт Tatu (35° 40′ 00″ N 98° 11′ 00″ E) и река Tatung Gol (36° 20′ 13″ N 102° 50′ 04″ E) к юго-запад от Внутренней Монголии, Tatungkow (39° 52′ 39″ N 124° 08′ 51″ E) на границе с Северной Кореей на Ляодунском полуострове, на берегу Западно-Корейского залива Желтого моря, к юго-востоку от Внутренней Монголии.

На рисунке 1 показаны топонимы, имеющие отношение: а) к имени Татур (из Таблицы 1), б) к расселению племени сяньби, ухуань и т.д., в) таримским захоронениям

1 – Tatungkow (Татурков),

2- Taturi Tō,

3- Датун (в древности местонахождение Датуна было царством северных варваов бэйди. В 398 г. Датун стал столицей государства Северная Вэй),

4- Tatu, 5- Ṯaṯūray, 6- Tatur, 7-  Tatyr-Uzyak (Татыр-Узяк),

8- Турфа́н (уйг. تۇرپان, Турпан; кит. 吐魯番 /тулуфань/ — оазис и одноимённый городской уезд, административный центр округа Турфан Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая),

9 — Такла́-Мака́н( уйг. تەكلىماكان قۇملۇقى или Тәклимакан тоғрақлин < уйгур. заимствование из араб.: такла от ترك тарк «оставлять, покидать» и уйгур. макан «кров, обиталище», то есть «заброшенное, покинутое место» — пустыня на западе Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе),

10- Лоулань, 11-  Турфанская впадина, 12 —  Лоб-Нор (озеро),

13 —  озеро Кукуно́р (другое название Цинхай. В 310 году 700 сяньбийских семейств откочевали к озеру Кукунор, где основали (в 312 году) государство Тогон),

14 — Datunkhe =Tatung Gol (река, имеет два названия Datunkhe и Tatung Gol),

15 —  озеро Далай-Нор (Далайно́р ( монг. Далай нуур), или Хулун-Нур (кит. 呼倫湖) — озеро на плоскогорье Барга (на высоте 539 м) в Автономном районе Внутренняя Монголия в северо-восточной части Китая. Тобгачи или Тоба при хане Туине переселились к нему),

16 — Ляодунский залив, 17 – Taturan,

18- Куньлунь (Куньлу́нь (Кунь-Лунь, Куэнь-Лунь) — одна из крупнейших горных систем Азии, расположена в Китае, простирается от Памира на западе до Сино-Тибетских гор на востоке, окаймляя Тибет с севера. Длина горной системы — около 2500 км. Высшая точка Аксай-Чин (7167 м). Естественными границами Куньлуня являются долина реки Яркенд на западе и Хуанхэ на востоке),

19 — Иньшань (горная система на севере Китая, во Внутренней Монголии, к северу и северо-востоку от Хуанхэ. Общая протяжённость составляет 650 км, высота — до 2187 м. В состав системы входят хребты Ланшань, Шэйтэн-Ула, Улашань, Дациншань. Северные склоны хребтов обычно пологи, южные — крутые и обрывистые),

20- Шэньян (Район Даду́н — район городского подчинения города Шэньян провинции Ляонин),

21 – Тайчжун (Прежнее название Дадунь (大墩)),

остальные зеленые точки — топонимы с названием  Datun

Рис. 2. Желтым выделена область расселения в 4 в сяньбийского племя мужун

Рис. 3 Рельеф местности расселения в в 4 в сяньбийского племя мужун

Проследим исторический путь племени сяньби (и ухуаней), в котором, по мнению Э.Паркера, было имя Татур, а так же возможных предков и потомков этого племени.  Отметим здесь, что Э.Паркера [1] считал, что от имени Татур произошло слово «татарин», которым стали называть племя или племена, сформировавшие ядро могущественной Монгольской империи.

Если, как мы видели выше, в китайском языке отсутствует «р»,  а «та» может читаться как «да», то имя Татур могло звучать при переводах, как Датунь, Тадунь. 

Можем ли мы найти в китайских источниках эти имена?

Вот, что мы находим. При этом разные авторы по разному переводят имя этого вождя: Э.Паркер – Татур, другие как Датунь, третьи, как Тадунь. Почему же Датунь должен звучать как Татур? Этому есть несколько причин.

Первая. По прозвищам своих старейшин и шаньюев сяньби и ухани давали имя племенам, и поэтому Э.Паркер считает, что название племени «Татар» произошло от имени Татур.

Вторая. Топонимы, разбросанные по местам нахождения татар, их предков и потомков (о чем я скажу ниже), которые показывают, что как только племя выходит за пределы китайских территорий и попадает в другую языковую среду, то там сразу появляются названия татур, татар и т.д. (рис. 1, точки 4,5,6)

Третья. В китайских источниках имя Татар читается то, как Датань, то как Татань или Дадань. Возможно, что это разное озвучивание уйгурского письма, в котором, как я сказал выше, есть только одна буква для обозначения звука «д» и «т». Но все понимают, что речь идет о имени Татар. Когда же речь идет об именах людей, то никто не делает поправки на особенности китайского языка или уйгурского письма. Так никто не пытается понять какое реальное имя было у исторического Дадуня (или Тадуня), как пишут синологи, переводя на русский язык китайские иероглифы. Но, если они по-разному озвучивают буквы «т» и «д», то окончание пишут всегда одинаково. И только Э.Паркер решил, что нужно править и окончание. Так у него из имени Датунь появился Татунь = Татур.  Стоит так же привести разное название даже в китайских источниках реки, близ которой (у озера Кукунор)  сяньбийское племя мужун поселились в начале 4 в.   Одно название Datunkhe, другое – Tatung Gol.   

Итак, немного переработанные выдержка из Истории младшего Дома Хань (см. Приложение 1). В этом тексте я сознательно заменю Датунь на Татур.

166 г. Ухуани в союзе с сянбийцами (это время действий вождя сяньбийцев Тяньшихуай, Таншихай, кит. Тхань-Ши-Хуай; 141—181 г.г, правил с 155 – 156 г.г – В.Т.) и южными хуннами совершили набег на приграничные земли, что вызвало также в 9 округах восстание «варваров», которые ушли за границу.

В 168 г.  (В начале правления императора Лин-ди) Старейшины Наньлу в Шангу с 9 000 юрт и Цюлицзюй в Ляоси с 5 000 юрт, Супуянь в Ляодуне с 1 000 юрт, Уянь с 800 юрт объявили себя князьями (ванами) ухуаней.

В 187 г. взбунтовался Чжан Шунь и уйдя к Цюлицзюю провозгласил себя Митянь-аньдин-ваном, то есть верховным правитеем ухуаней, он ограбил Цинчжоу, Сюйчжоу, Ючжоу, Цзичжоу.

188 г. Лю Юй, новый губернатор Ючжоу, убил Чжан Шуня, подкупив его приближённых.

Где-то между 190 и 193 г. г.  на смену умершему Цюлицзюя прищёл Датунь (далее Татур, племянник Цюлицзюя), обладавший военными способностями, он стал командовать ухуанями и контролировал 3 области.

193—202 г.г.  Татур помог Юань Шао в междоусобной войне.

В 195 г. Юань Шао договорился о мире и родстве с Татуром. Юань Шао пожаловал Татуру, Наньлу, Супуяню печати шаньюев (поэтому, видимо, как пишет Э.Паркер, Татур и сравнивал себя с шаньюем Модэ). На совете они провозгласили шаньюем Лэубаня сына Кюлигюя, но власть была в руках Татура. Ухуани убили своего пристава На Цзюя и на его место был поставлен китаец Янь Жоу. Юань Шао, нуждавшийся в мире на северной границе, не стал протестовать.

202-205 г.г.  Наньлоу и Супуянь во главе своих кочевий объявили Лоубаня (Лэубаня, сын Цюлицзюя) шаньюем, а Татура ваном, однако Татур по-прежнему занимался разработкой планов. Юань Шан (сын Юань Шао), потерпев поражение, бежал к ухуаням со 100 000 народа из Ючжоу и Цзичжоу, желая использовать их для достижения своих целей. Янь Жоу решил покориться Цао Цао2 и поклялся ему в верности, Цао Цао разрешил ему и дальше быть приставом ухуаней.

В 206 г. Цао Цао, выступивший в карательный поход против ухуаней, разбил Татура под Лючэном, погибло и пленено 200 000 ухуаней. Гунсунь Кхан (Кан) правитель Ляодуна казнил Юань Шана, Лоубань и Уяна, бежавших к нему. Осталось 10 000 семейств ухуаней (юрт), которых Цао Цао переселил на жительство в Срединное государство.

 

Начнем сначала с известных, или лучше сказать общепринятых  исторических сведений.

Дунху́ (кит. трад. 東胡, упр. 东胡, пиньинь: Dōnghú, буквально «восточные варвары») — название племенного объединения, возникшего во времена ранней династии Чжоу3, около 1100 г. до н. э., и исчезнувшего во времена династии Хань около 150 г. до н. э., когда их разгромили хунну. Позднее дунху разделились на племенные объединения ухуань и сяньби, от которых произошли монголы (но не халха-монголы ныне живущие в Монголии, а монголы Чингизхана).

Союз кочевых племен дунху обитал в северных засушливых областях современного Китая. Кочевали дунху восточнее племен сюнну (хунну), с чем и связано их название, означающее «восточные варвары». Этот народ представлял постоянную угрозу для границ Древнего Китая. Дунху были древним народом.

Вот что пишет Бичурин Н. Я. [ИАКИНФ] в «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.» (Часть первая. Введение к первой части.)

«Дун-ху, по азиатским историкам Дом Татар-хана, господствовал в восточной Монголии; орда его находилась в средоточии сей страны (в Карцинь); владения его простирались на запад до Калгана, на север до Хинганского хребта. Дун-ху, по выгодному положению занимаемой им страны, в силе превосходил хуннов… Потомки обоих сих Домов (хунну и дун-ху – В.Т.) взаимно возвышались и упадали, и сим образом в двух линиях попеременно господствовали в Монголии тринадцать  столетай» [5]

Некоторые считают, что слово «ху» в широком смысле объединяет татар, корейцев, каш-гарцев, туркмен, афганцев ( до некоторой степени сирийцев, индусов и персов) и что в это понятие никогда не включались японцы, тибетцы, индокитайцы и европейские народы. В более узком смысле это слово часто используется для обозначения народов, использующих санскрит или древнесирийский язык, в отличие от монголоидов или тех, кто использует китайскую письменность.

Рис. 5 Распространение культур и племен 6-3 век д.н.э.

К первым векам н.э., в ходе постоянных войн с гуннами, дунху создали несколько очень крупных территориальных группировок. По китайской историографической традици их названия связаны с древними названиями горных хребтов в сибирско-маньчжурской горно-таёжной стране и прилегающей к ней с юга горно-степной зоне. Если эта традиция адекватна, то именно так возникли топоэтнонимы ухуань и сяньби. Но, скорее всего, это не так. Возможно, что это верно по отношению к названию ухань, но название «сяньби» имеет другое  происхождение. О чем я скажу ниже.

Вместе с тем отмечу, что согласно китайским источникам, когда примерно в 1764 году до н. э. в Китае была свергнута династия Ся ( считается, что истоки ее среди желтоволосых ариев, пришедших с северо-запада,  первопредок Хуан-Ди — «жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император», который был изобретателем колесницы, основателем Ся считается Да Юй — Великий Юй – праправнук Хуан-Ди), Шун Вэй (淳維), сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена сяньюнь (будущие сяньби) и хуньюй и со временем смешались с ними.  Некоторые из этих племен, о чем еще будет сказано,  происходили от древних европеоидов, которые за долго до этого расселились до Монголии (адроновская культура, таримские мумии, тохары).

То, что племя сяньюнь встречалось еще в 18 в до н.э.  (более 3500 лет назад) говорит о том, что, во-первых, по имени этого племени могли быть названы некоторые топонимы, а, во-вторых, о том, что  племяненное объединение дунху, вероятнее всего, возникло на основе этого племени, и когда оно было разгромлено хунну, то из него вновь выделилось племя сяньюнь — будущее сяньби.

К 310-307 г. до нашей эры дунху усилились настолько, что правитель китайского царства Чжоу У-лин ван произвел реформу в армии, чтобы усилить оборону своего государства против этого племени. Для этого были созданы отряды конных лучников, так как основная угроза исходила именно от варварских всадников, вооруженных луками. Китайским воинам приходилось одеваться по-варварски, чтоб чувствовать себя комфортно в седле с луком, и У-ли-ван сетовал, что такое одеяние вызвало насмешки у китайцев. У-лин ван пытался привить своим подданным любовь и уважение к нарядам дунху и под угрозой казни заставлял вельмож носить вместо традиционных китайских халатов варварские одежды.

Китайские царства в целях обеспечения безопасности своих границ были заинтересованы в войнах дунху с сюнну (хунну), которые происходили довольно часто. На рубеже 3 и 2 веков (около 200 г.до н.э.)  до нашей эры сюнну под водительством  Модэ разгромили дунху. В дальнейшем их потомки были известны китайцам как племена ухуань и сяньби.

Для того чтобы понять истоки племени дунху,  нужно знать не только их язык, но и образ жизни. Который может указать на их историю.

В начале II века до н. э. Модэ разгромил сяньбийцев и они откочевали на восток к Ляодуну. Там они жили по соседству с Ухуань и не имели границы с Китаем.

На рис. 6. Ляодунский полуостров (кит. трад. 遼東半島, упр. 辽东半岛, пиньинь: Liáodōng bàndǎo) — полуостров в северо-восточной части Китая между Ляодунским и Западно-Корейским заливами Жёлтого моря.

Ухуа́нь (кит. трад. 烏桓, упр. 乌桓, пиньинь: Wū huán) — народность в Южной Маньчжурии во II в. до н. э.- IV в. н. э. Образовалась из остатков племени дунху, разгромленного в 209 г.до н.э.  хуннским шаньюем Модэ. Остатки дунху поселились у гор Ухуань, положив начало племени ухуань. С ослаблением хунну часть ухуаней была переселена в области Шангу, Юйян, Юбэйпьхин и в Ляодун. . В середине IV в. н. э. были завоёваны сяньбийцами. Но сам народ продолжал существовать, и ещё в VII в. упоминался в китайских летописях.

Ухуани были мужественные и импульсивные, между ними часто вспыхивали кровавые ссоры. Но уважали мать, отца и братьев, братья друг другу не мстят. Из храбрых, сильных и мудрых выбирали себе старейшин, власть по наследству не передавали. От 100 до 1000 юрт формировали аймак со старейшиной во главе. Фамилий не имели, но имя старейшины становилось прозванием для членов аймака. Слуг не держали. Выделяли четыре времени года. Войну считали важнейшим занятием. Неподчинение старейшине каралось смертью.

Покойников клали в гроб и оплакивали его, но гроб несли с песнями и плясками. Гроб сжигали вместе с вещами покойного, его собакой и конём. Воротами загробного мира считали гору Чишань (местоположение неизвестно).

Поклонялись духам, приносили в жертву быков и баранов. Почитали небо, землю, солнце, луну и умерших богатырей.

«По существующим обычаям высоко ценят смерть в бою. Тело покойника кладут в гроб, плачем выражают скорбь, но во время похорон умершего провожают с песнями и плясками. Откармливают собаку, которую ведут на цветном шнуре, а также берут лошадь, на которой умерший ездил, его одежду и вещи, все сжигают и провожают покойного. Они говорят, что поручают собаке умершего охранять его душу при ее возвращении на гору Чишань. Гора Чишань находится в нескольких тысячах ли к северо-западу от округа Ляодун. На эту гору возвращаются души умерших, подобно тому как возвращаются на гору Дайшань души умерших в Срединном государстве.

Почитают души умерших и духов, приносят жертвы Небу, Земле, солнцу, луне, звездам, созвездиям, горам, рекам и покойным старейшинам, прославившимся своими подвигами. Для жертвоприношений используют крупный рогатый скот и овец, туши которых по окончании [церемонии] жертвоприношения сжигают. »[6]

Таким образом, ухуани вряд ли имеют отношение к культуре плиточных могил, в которых были найдены монголоиды. Рис.7.

Для дальнейшего анализа важно отметим следующие культурные особенности ухуань:

  1. Сжигание покойников
  2. Принесение в жертву быков
  3. Почитали небо, землю, солнце, луну и умерших богатырей (тенгрианство).( более подробно в приложении 3)

Некоторые считают, что тенгрианство это искаженная древняя арийская религия, которая в в древнем Иране разделилось на два пути: правый (впоследствии зороастризм-митраизм) и левый (манихейство, учение магов, который и дал, по мнению некоторых исследователей, в итоге религию Бон).

Вот что про Ухуаней писал Бичурин Н. Я. [5] (Часть первая. Отделение II. Ухуань)

«Ухуань есть Дун-ху. В начале династии Хань хуннуский Модэ уничтожил Дом Дун-ху. Остатки его осели при Ухуаньских горах, от которых приняли и название себе.

Историческое пояснение. В кратком очерке происхождения Ухуаньского Дома открывается, что Дом Ухуань есть продолжение Дома Татар-Ханова, Дома Дун-ху, в прямой линии; Дом Сяньби составлял боковую линию его. Ухуаньцы начали усиливаться за 80 лет до Р. Х., совершенно поражены китайцами в 206 году по Р. Х.»

В Ухани (город субпровинциального значения в провинции Хубэй КНР), на южном берегу Янцзы раскинулось огромное озеро Дунху 东湖, что в переводе с китайского означает «Восточное озеро», т.к. оно лежит в восточном пригороде Учана – некогда самостоятельного города, а ныне – части Ухани.

Оба территориальные объединения (ухуани и сяньби), по свидетельству китайских источников, не отличались друг от друга ни языком, ни образом жизни. Вот что пишет о них автор «Истории династии Поздняя Хань» (Хоухань шу) Фань Е: «Ухуани, собственно говоря, являются [потомками] дунху. Когда в начале династии Хань сюннуский [шаньюй] Маодунь1 (Модэ – В.Т.) уничтожил владение дунху, оставшийся народ укрылся у горы Ухуань, от которой и принял своё название. Согласно существующим обычаям [ухуани] искусны в верховой езде и стрельбе из лука, занимаются охотой на диких птиц и зверей. Пасут скот, отыскивая места с [хорошей] водой и травой. Для жилья не имеют постоянного места, домом служит куполообразный шалаш (хунлу — «войлочная юрта»), выход из которого обращён на восток, к солнцу. Едят мясо, пьют кислое молоко, одежды делают из грубой и тонкой шерсти. … По характеру смелы и грубы… Храброго и сильного, который может разбирать [возникающие] тяжбы, избирают старейшиной (дажэнь, букв. «большой человек»), власть не передаётся по наследству. Во главе каждого рода (ило) стоит небольшой вождь, а несколько сотен или тысяч юрт (ло)образуют кочевье (бу). Когда старейшине нужно вызвать кого-нибудь, он делает зарубки на дереве, которые служат письмом, и, хотя нет письменных знаков, члены кочевья не смеют нарушать [полученное распоряжение]. Нет постоянных родовых фамилий, в качестве фамилии используется имя сильного старейшины. От старейшины и ниже каждый сам пасёт скот и ведёт хозяйство, не привлекая других к выполнению трудовых повинностей» [6]. Запомним выделенную фразу, т.к. наблюдение китайского историографа оказывается существенным для последующих выводов.

Таким образом, правителем (или правителями) ухуаней был дажэнь. Дажэнь выдвигался народом и войском, он должен был быть физически крепким, умным и способным вести дела и вершить суд. По мнению некоторых историков дажэнь был один и являлся выборным правителем ухуаней, власть которого во II—I вв. до н. э. не была наследственной. Правители бу, возможно, приравнивались китайцами к ванам. 

Уже после падения Хань в III—IV вв. у ухуаней зафиксирована десятеричная военно-административная система организации власти на местах, появившаяся, возможно, как результат освобождения от китайской зависимости. По сведениям «Сань го чжи», у ухуаней имелись «тысячники (цяньфучжан) и сотники (байфучжан), командовавшие и руководившие друг другом», разумеется, старшие руководили младшими. Н. В.Кюнер перевел название этих должностей как «начальник тысячи мужчин» и «начальник сотни мужчин» [7].

Как пишет С.Г. Кляшторный [8], ссылаясь на Э. Пуллиблэнка (Pulleyblank, 2000, р. 71), «слово ухуань является «хорошей транскрипцией» этнического термина авар, замечая, впрочем, что «в свете этого свидетельства всё же трудно окончательно доказать какую-либо историческую связь с аварами, вторгшимися в VI в. в Восточную Европу, хотя очевидно, что название (этих народов. — С.К.) одно и то же». Лингвистический ряд, видимо, следующмй: у-ху-а-нь = у-в-а-р = авар. Здесь «нь» переходит в «р», как и в Татань, а «ху», что переводят как  восточный, в букву «в».

 

Сяньбе́й (кит. трад. 鮮卑, упр. 鲜卑, пиньинь: Xiānbēi) — племена кочевников, которые жили на территории Внутренней Монголии, южной Маньчжурии. Считается, что они выделились из союза дунху в III веке до н. э., поскольку язык и обычаи сяньбийцев были сходны с ухуаньскими. Настоящие самоназвание пока не известно. Считается, что этноним «сяньби» — условность. В различных китайских источниках упоминались под именами «Sirbi», «Sirvi», «Sarbi». Эти названия с татарского могут переводиться как желтый бий (сары – тат. жёлтый, желтизна, жёлты цвет, ср. сәрви – «жёлтая акация»), тайный бий (сер – тат.,башк. «тайна, секрет»), если «би» это «бий». 

Но есть «би», которое на халха-монгольском означает «я». По-моему, вряд-ли кто-то, называя другого, скажет «желтый я», или другой, представляясь, скажет: «желтый я».

Вот, что пишет В.П. Васильев, давая перевод текста 13 века Мэн-хуна [2, 220] «Я сам, при свидании  с их регентом, императорским наместником, великим князем Мухури, слышал, как он называл себя всякий раз татарским человеком; да все их вельможи и главнокомандующие называли себя …би, они вовсе не знали, откуда взялось название Монголов….». Слово «би», «бий» известно в татарском языке и переводится как «достойный, знатный и благородный человек». Примерно слову «князь» либо «рыцарь». Известны и другие варианты этого слова – «бек» (бег). Считается, что слово «бек» (бег) более раннее, чем «бий», поскольку буквы «к» и «г» в конце слова характерны для старотатарского языка: кутлу – кутлуг (рус. удачливый, процветающий)

Если считать, что это название включает некоторые оличительные внешние признаки, например, цвет волос, то потомки должны были сохранить этот признак.  Я еще скажу об антропологических чертах сяньби (уханей) и их потомков, а пока только укажу на следующие.

Как пишет Л.Н. Гумилев [9, 413], что даже не самые «древние монголы были, согласно свидетельствам летописцев и найденным в Маньжурии фрескам, народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым» (поддчерну еще раз, что и для Л.Г.Гумилева «древние монголы» не являются прямыми предками современных монголов – халха-монголов), соплеменников Чингизхана «отличали зеленые или синеватые глаза, китайские историки называли их стеклянными, и светлые с рыжиной волосы» [10, 109-110], а «у Боджигинов глаза сине-зеленые, или темно-синии, где зрачок окружен бурым ободком» [9,422] (Борджигины – род Чингизхана). А В.П. Васильев пишет, что примерно в VI – начале VII в. часть обитателей Маньжурии (поколения одного из крупных племен или народности), которые жили независимо от киданей, не покоряясь им, мигрировали к горам Иньшань и стали известны под именем татар. [2, 135-136]. Соседи, «окружающие их черноволосые племена», назвали этот народ «желтоголовыми». «Желтоволосый» по-татарски будет звучать как «сарбаш» («желтоголовый»). 

Поэтому названия «Sirbi», «Sirvi», «Sarbi» може переводиться либо как «желтый бий» (в смысле желтый благородный человек, что странно для китайцев), либо просто «желтоголовые». Последнее более предпочтительней. А вот какую интерпретацию сяньби дает, ссылаясь на С.Е. Яхонтова, С.Г. Кляшторный [8]:

«Реальное произношение сяньби (сяньбэй) может быть восстановлено как сэрби/сэрви (там же). Такие же реконструкции подтвердил С.Е. Яхонтов (устная консультация). Отметим, что в такой же постоянной увязке, как в ханьских источниках упоминаются племена ухуань и сяньби, в византийских источниках находятся авары и савиры. И, вернувшись к замечанию Чэнь Шоу о «далёкой» миграции части сяньбийцев из зоны ханьского военного влияния, отметим, что единственным открытым направлением миграции в степной зоне было западное направление, в нынешнюю Джунгарскую и казахстанскую часть Великой степи. И ещё раз вспомним, что к III в. н.э. в состав сяньбийского объединения племён уже влились два многоплеменных массива — авары (ухуани) и гунны.»

Древние «кыргызы», чьим именем пользуются современные киргизы, выглядели как современные европейцы. Китайские источники, в частности, «История династии Тан», сообщают: «Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами» [5, 351]

О савирах, как одном из племен булгар, в котором встречается имя Татра = Татур =Татыр, так же как и среди осетинских имен и в нартском эпосе алан, я писал в статье Татуры в «Слове о полку Игореве».

Монголы — нируны (ниучи), к которым принадлежал род Борджигинов, возводили свой род к прародительнице Алан-Гоа, т.е. аланам.

Считается, что аланская общность сформировалась на основе восточных тохаров (юэчжией) и усуней (асов, асианей) , причем по сообщениям Помпея Трога асы (асиане) были царями тохаров. [11] Есть некоторые свидетельства того, что тохары(юэчжи) и асы говорили на одном языке [12]. Ю. Рерих отмечал, что геты в старокитайской транскрипции именовались юэчжи, они же восточные тохары, тугары, которые разделялись на хунни и уар, причем последние известны как  псевдоавары. [13]

 

Еще один антропологический признак: Мэн-хун отмечает у всех татар «отсутствие верхних ресниц» [2, 217]. Скорее всего этот важный признак, особая примета, присущая соплеменникам Чингизхана – отсутствие эпикантуса, т.е. складки у внутреннего угла глаза человека, образованного кожей верхнего века и прикрывающая слезный бугорок. Такая складка характерна для монголоидной расы.

 

Итак, первый вывод: сяньби (или шире дун-ху), как предки татар, были «желтоголовы» (светловолосы), высокорослы, бородаты, голубоглазы и не имели эпикантуса.

 


Литература

  1. Э.Х. Паркер, «A thousand years of the Tartars» (Татары. История возникновения великого народа)

2. В.П. Васильев. История и древности восточной части Средней Азии, от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуржитах и Монголо-Татарах// Записки Императорского Археологического общества. Том XIII, Санкт-Петербург, 1859

3. П. С. Паллас  «Путешествия по разным провинциям российского государства» СПб.: Императорская Академия Наук, 1773-1788

4. В.Ю. Татур, Некоторые соображения о происхождении фамилии Татур

5. Н. Я. Бичурин [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.  М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. 1950

6. Фань Е, История династии Поздняя Хань, ХОУ ХАНЬ ШУ, (гл. 90, л. 1а-8а)

7. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. I M., 1961.

8. С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов, Степные империи древней Евразии// СПб: Филологический факультет СПбГУ. 2005.

9. Л.Н. Гумилев, Древняя Русь и Великая степь, М, АСТ, 2003

10. Л.Н. Гумилев, От Руси до России. Очерки этнической истории., М, Айрис-пресс, 2003

11. Комментарии к «Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах»/ Состав. И комм. Ю.С. Гаглойти // Дарьял, 1999, №  1-4, 2000, № 2-3

12. Pulleyblank E.G., Chinese and Indo-Europeans // Journal of Royal Anthropological Society, 1966, pt.1-2,9-39

13. Ю.Н. Рерих, Тохарская проблема, Народа Азии и Африки, 1963, №6, с.123

 


Примечания

1. Модэ или Маодунь, Моду (кит. 冒頓單于; 234—174 до н. э.) — основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э.

Существует гипотеза, что в позднеклассическом древнекитайском 冒頓 читалось как бактук и означало передачу имени Багатур. Гипотезу высказал Hirth. Грум-Гжимайло упомянул об этом во втором томе «Западная Монголия и Урянхайский край».

Багатур (древнетюрк. baγatur, также батур — древнетюрк. batur; монг. баатар) — почётный титул у монгольских и тюркских народов, присоединяемый к имени (например, Субэдэй-багатур, Есугэй-багатур) — «герой», «доблестный воин», «богатырь». Известно также в формах: бахадур, батор, баты́р (батырь), батор, батур, боотур, бахадир (башк. батыр, баһадир). Использовалось и как личное имя.

Согласно истории династии Суй, слово было в ходу в среде степных народов к северу и западу от Китая ещё в VII веке. Употреблялось хазарами (например, Багатур — личное имя хазарского кагана середины 750-х — 760-х гг.) и булгарами. Как почётный титул (также в форме баатур), присваиваемый правителем определённому лицу, известно со времён Чингис-хана. С 1204 года багатуры составляли особую тысячу в кэшике, личной гвардии великих ханов Монгольского государства.

Бахадур был также принят в качестве царского титула мусульманскими монгольскими и тюркскими династиями. Первый случай — ильхан государства Хулагуидов Абу Саид, который величал себя в официальных документах ас-султан аль-адиль (справедливый султан) Абу Саид Бахадур-хан. Такое употребление нашло продолжение среди представителей династий Джалаиридов, Тимуридов, Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидов, Великих Моголов и, в особенности, в узбекских государствах.

 


Приложения

  1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней азии в древние времена. Часть первая. Отделение II. Ухуань
  2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней азии в древние времена. Часть первая. Отделение III. Сяньби
  3. Шайдуллина Л. Д. Религиозно-культурные коды тюрков северной Евразии и их преемственность

 

Автор: Вадим Татур