Татур и род Тертеров

Хочу сразу пояснить, что я не знаю, имеет ли отношение Татур «Ипатьевских летописей» и «Джагфар тарихы» Бахши Имана  к роду фамилии Татур. Прямых летописных доказательств пока нет.

Тем не менее, имя Татур и Тертер пересекаются.

Согласно «Джагфар тарихы» Тертер был братом хана Кончака и дядей Татура. Вот, что о нем пишет Бахши Иман:

«В 1152 г. одна часть орды Атрака была направлена Колыном на Ярославль (русский князь не выплатил вовремя дань за владение Джиром — областью Верхней Волги). Чуть раньше (в 1150 г.) сыновья Атрака Хонджак (Кончак) и Тертер (Типтяр) с другой частью орды и с субой Ялчика отправились в поход на Византию (византийцы обидели караимских купцов). Юный Хонджак в 1155 г. переправился через Сулу (Дунай) и разграбил часть территории Улаг-Болгара, после чего вновь переправился обратно и укрылся в субакале дожидавшегося его Ялчика. Византийский отряд, попытавшийся взять булгарский табыр, был наголову разбит (историки датируют это событие то 1152, то 1154-1156 гг.). Правда, прикрывавший отход Хонджака за Дунай Тертер попал в плен, но принял христианство и получил звание буляра (боярина, феодала, приближенного к царю).»

Это бы 1155 год.

А вот, что написано в Ипатьевкой летописи о половецких родах, участвовавших в битве против Игоря летом 1185 г.

«и реч̑ Игорь 10. се вѣдаюче 11 собрахомъ 12 на сѧ [II, 131] землю всю 13. Кончака А и Козоу 14. Боурновича . и Токс̑обича 15 Б Колобича 16. и Єтебича . и Терьтробича 17

Варианты

10 Х. П. игоръ. 11 Х. П. вѣдаючи. 12 Х. П. събрахом. 13 Х. П. приб. и. 14 Х. П. козо. 15 Х. П. токсобича. 16 Х. П. коулобича. 17 Х. П. трътробича.

Примечания

А Буква ч написана по соскобленному. Б Буква ч написана по соскобленному ц.

Перевод:

«І сказав Ігор: «Се, видати, зібрали ми на себе землю всю: і Кончака, і Козу Бурновича, і Токсобича, [і] Колобича, і Єтебича, і Тертробича».

 Тертр, Трътр – это и есть, скорее всего, Тертер.

Сейчас только каких ханов не записывают в род Тертероба: и Котяна Суетовича ( ?-1241, его дочь Елизавета Куманка была женой Стефана V Венгерского, матерью Ласно IV Куна), и его брата Самогура, и Тугоркана (1028-1096, в сыновья которого записывают и Болуша, и Сокала, и Боняка, а вот его дочь, в крещении  Елена, была женой киевского князя Святополка II Изяславовича). И все это для того, чтобы сделать род Тертеров огромным, поскольку потомок хана Котяна в восьмом поколении уже правил Францией в качестве всевластного монарха (Карл VII от Изабеллы Баварской, королевы Франции, жены КарлаVI), а вступление его потомства в английскую правящую семью произошло в первой трети XIV века. Правнуком хана Котяна был Александр Невский. Но на причисление этого хана к роду Тертеров нет никаких летописных свидетельств.

Но где еще встречается название Тертер до 12 века?

 

Кавказская Албания – Великая Армения

Есть река Тертер (азерб. Tərtər ; арм. Թարթառ — Тартар, также Трту, возможно, что в древнеармянской передаче звучит как Тртугет) — река в Восточном Закавказье. Большая часть течения фактически находится под контролем Нагорно-Карабахской Республики, меньшая — под контролем Азербайджана.

Вот, что о ней пишет  мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ Йакут аль-Хамави (полное имя — Якут Ибн Абдаллах ар-Руми (то есть «Византиец») аль-Хамави Абу Абдаллах Шихаб-ад-Дин; род. между 1178 и 1180 гг., Малая Азия — ум. 1229 г., Халеб) в  сведениях об Азербайджане:

«АТ-ТУРТУР (Тертер). Две реки в Арране1 известны как Большой и Малый Туртур. В «Книге завоеваний» [ал-Балазури] говорится, что когда Салман ибн. ap-Раби’а2 выступил походом на Барду, он расположился лагерем на берегу Туртура, протекающем менее чем в одном фарсахе3 от Барды».

Он ссылается на «Завоевание стран» («Футх аль-бульдан»)  Ахмеда ибн Йахйа ибн Джабир ибн Дауд аль-Балазури (ок. 820—892, арабский историк, известен также как переводчик и поэт, встречается написание имя через букву «а» — Балазури). Эта книга содержит точное описание арабских завоеваний, начиная с походов Мухаммеда и до начала 8 века, а также важные сведения по экономике, общественным отношениям и культуре народов Халифата.

Посмотрим на историю области, из которой, возможно, и произошло имя Тертер.

Первое, это то, что на этой реке, совсем рядом в 5 км., была древняя столица Албанского государства (Кавказской Албании) Барды и резиденции албанского католикоса, которая была построена в V веке н. э. албанским царем Ваче по повелению сасанидского царя Пероза (457 — 84) и вначале называлась Перозапат (перс. Perozapat‎), а позднее — Партав (арм. Պարտավ; груз. Bardavi) и Барда (араб. بردعة‎‎ и араб. بردع‎‎). Современный Барда  (азерб. Bərdə) расположен на реке Тертер, на Карабахской равнине, центр Бардинского района Азербайджана. Всего в 17 км от древней столицы Албанского государства  Барды существовал караван-сарай и крепость, которая сегодня превратилась в город Тер-тер.

 

Рис. 1. На карте видны Гянжа, Барда, Тертер,

 

Кавказская Албания (др.-греч. Ἀλβανία, др.-арм. Ալուանք [Алуанк], новoарм. Աղվանք [Агванк], ср.-перс. Арран – под таким названием эта территория была известна до XIII века ) государство, возникшее в конце II — середине I веков до н. э. в восточном Закавказье, занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана.

Столицами Кавказской Албании в разное время были города Кабала (до VI века, Кабалака, Кабалак, Капалак, лезг. Кьве пел, азерб. Kabalaka, др.-греч. Χαβαλα, развалины Кабалы находятся в Азербайджане к востоку от села Чухур Габала и к юго-западу от современного города Габала ) и Партав. Языки, на которых говорили в Албании – это агванский язык (один из нахско-дагестанских языков, вымерший к настоящему времени), армянский язык (Грабар), парфянский язык (мёртвый иранский язык северо-западной подгруппы, распространённый в области Парфии, нын. Хорасан), среднеперсидский язык, т.е индоиранская ветвь.

 

Рис. 2 Албания до 387 г.

 

Рис. 3. Албания, провинция Утик

 

В 387 году при разделе Армении между Сасанидским Ираном и Римской империей территория Албанского царства была увеличена за счёт передачи ему двух армянских областей Арцах и Утик. В 461 году самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства (до начала VIII века).

 

 

Рис. 4 Кавказская Албания после 387 г.

 

Рис. 5. Албания на карте Армении  в пятом и шестом веках н. э., карта из «Кембриджской Истории Древнего Мира», т.14, изд. 1970—2001 гг. Сиреневой линией (по реке Куре) показана армяно-албанская граница к концу IV вв н. э., красной линией — границы Албании после 387 года

 

Мы видим, что Партав (Барда) стоит на реке Трту. В Албанию вошли такие гавары (уезды) провинции Утик, как  Шакашени и Гардман (арм. Գարդման(ք). По сообщению «Ахшарацуйца» VII века: «…албанцы отторгли у армян области: Шикашен, Гардман, Колт, Заве и еще 20 областей, лежащих до впадения Аракса в реку Кур».

Шакашена (арм. Շակաշեն — Шакашен, греч. и лат. Cакасена), которая была завоёвана Арменией во II веке до нашей эры, располагалась по южному берегу среднего течения Куры к северу от Арцаха и к северо-западу от собственно Утика. Сегодня примерно соответствует области нынешней Гянджи до Мингечаура.  Страбон называет Сакасену «лучшей областью Армении» и восторженно говорит о её плодородии: по его словам, виноградная лоза там приносит метрет (40 л.) вина, а смоковница даёт 60 медимнов (более 3000 л.) плодов; зерно, выпавшее из соломы, прорастает; пчёлы строят ульи на деревьях, и мёд течёт с листьев. Он же объясняет название этой области: область была захвачена саками (то есть скифами, очевидно в VII в. до н. э.), которые делали из неё набеги на соседние страны.

Саки (шаки) совершали набеги подобно киммерийцам и трерам; одни набеги были дальние, другие же — на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена. Эта область Армении упоминается у Клавдия Птолемея (I век н. э):

«Области Армении в части, заключающейся между реками Евфратом, Киром и Араксом, суть следующие: у Мосхийских гор — Котарзенская, выше так называемых бохов; вдоль реки Кира — Тосаренская и Oтенская; вдоль реки Аракса — Колтенская и ниже ее Содукенская; у горы Париадра — Сиракенская и Сакасенская…»

Во время смут 360-х гг. н. э. область была захвачена царем Кавказской Албании Урнайром, через несколько лет отбита армянами под предводительством Мушега Мамиконяна, однако ненадолго: при разделе Великой Армении в 387 г. она отошла к Албании вместе с Арцахом и Утиком.

Но мы так же знаем, о чем я писал в статье «Татул-Татур: от древнего мира до нашего времени» что в Северном Дагестане, рядом с Арменией, жили болгары, которых в 463 году  (уже после битвы  на Аварийском поле) савиры, гонимые аварами, вытеснили со своей территории.  Булгары же, тогда еще, вероятно, ираноговорящие,  жили здесь еще с 1-й половины  II в. до н. э. Самое раннее упоминание о булгарах содержится у армянского историка V века Мовсеса Хоренаци. По его словам при армянском царе Аршаке I ( 127-114 гг до н.э.), сыне Вагаршака (Валарх I, Валарсак, Валарш, Вагарш, Валаршаке), булгары поселились в армянских землях: «В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кав­казской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну.»  В честь их вождя  булгара Влндура Бунда, поселившихся там, были названы по его имени Ванандом. (рис.5). Другое упоминание о булгарах содержится в анонимном латинском хронографе 354 года, где в списке племен и народностей Причерноморья и Прикаспия  на последнем месте называются булгары.

Правда, область Вананд  не рядом с областью Утик, однако связи между ними были, и, возможно, очень активные.

Но вернемся к реке ТурТур (Тертер).

В IV веке здесь жили ираноговорящие саки (скифы). Но согласно «Джагфар тарихы» в Шакашене и Арране жили булгары (сабаны4), которые могли туда переселиться в V веке: «Дяу-Хонджака [область булгар, охватывающая районы Карабаха, Гянджи и других прилегающих к ним земель], то есть сабанов…. Дяу-Хонджак — исконная земля сабанских булгар. Северная часть этого прекрасного края называется Мартюба, южная — Карабаг (Карабах), западная — Тукчин, восточная — Агаджир. Среди самих сабанов также выделяются северные сабаны — тертерцы, южные — кабанцы, западные — тукчийцы, восточные — агаджирцы… «Тертер» на языке хонджакских сабанов значит «коростель»….на север Дяу-Хонджака, в город Гузи-Хонджак [современная Гянджа]…Сын Атрака хан Хонджак предпочел не искушать судьбу и подчинился Державе, но вслед за этим должен был испытать нападения гурджийских и барджийских войск. Силы были неравными, и Хонджак отступил из Дяу-Хонджака в Саксин вместе с большинством тукчийцев, тертерцев и кабанцев. Если кыпчаки уходили из Дяу-Хонджака с большой радостью, то сабаны покинули родные земли в великой горести и поклялись вернуться и жестоко отомстить неверным за это бедствие. Прощаясь с домашними очагами, сабаны со слезами на глазах пели свою песню о Дяу-Хонджаке, которую называли «Карабаг» («Карабах»)».

По поводу перевода ТерТер, как коростель. Коростель, или дергач (лат. Crex crex) — небольшая птица семейства пастушковых, которая гнездится в Европе и Азии (встречается в Казахстане, Средней Азии и Закавказье), в том числе и на территории России, где обитает во влажных высокотравных лугах, густо поросших кустарниковых болотах, засеянных пашнях либо недалеко от них. Называть так племя или вóйна было бы странным — безобидная маленькая птичка.

 

Что означает Тертер

В известных мне работах, к сожалению, рассматриваются только тюрские варианты. Работает избитый стереотип. Половцы (кипчаки) – тюрки, значит перевод тюрский. А то, что половцы – полиэтническая среда, да еще, возможно,  и отюреченная, между прочим забывают. И опираются на свидетельства тюркости половцев-кипчаков  X – XI веков.

Так Олжас Сулейменов, в своей работе «АЗ и Я» пишет так:

«В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: — «И токсобичи, и етебичи, и тертробичи и колобячи».

Я восстанавливаю: токсоба («девять домов»), «eтiоба» («семь домов»), тертоба («четыре дома»), колоба («пять домов»).

В этнонимах лексика сохраняется, подчас в весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» — 4 во всех наречиях изменилась в «торт» (дорт, дурт, турт)».

И, действительно, у кипчаков есть  род Тортуыл, Тёрт уул, тортуул (дурут), к которому, якобы,  принадлежал знаменитый хан Котян и который  ведет своё прямое происхождение от гуннов Моде и завоёванных им сакских и сарматских ираноязычных родов. По некоторым данным, род тортуул по генетике гораздо правильнее относить к прямым сакским и сарматским потомкам, завоёванным хуннами Моде в 201 году до нашей эры. Именно от этого сако-сарматско-гуннского союза, или точнее смешения, и образовались собственно Сиры, Сеяньто, кипчаки и соответственно тортуулы.

Окончание «оба (опа)» означает «дом» в огузских и кипчакских наречиях (турецкое, крымское, ногайское, туркменское), в древнетюркском – «еб, аб», в казахском, татарском, башкирском – уй. Так половецкое  Арслан-оба — «дом Арслана», Китан-оба — «дом Китана», Алтун-опа — «дом Алтуна», Аепа — «дом Айа». А. М. Нечай насчитал около сотни половецких имен, упоминаемых в летописях, каждому из которых на территории Руси или СССР соответствует название населенного пункта, в частности, Бякоба – Бяково, Кончак – Кунцево, Тертр(обич) – Тертер, Тотур – Тоторишкес ( озеро и населенный пункт в Литве, и как здесь не вспомнить о том, что Василий Татур служил в Великом Княжестве Литовском), Токс(обич) – Токсово, и т.д.

Да, Олжас Сулейменов прав: в древнетюрском TÖRT – четыре, а TÖRTÄR – по четыре. Но он, как бы между прочим, забывает про последнюю букву «р»: ведь написано «тертр» – не «торт». Мол, буковка появилась чисто случайно. Почему, зачем кто-то усложнил смысл слова. Что это за язык, в котором есть такое усложнение. Приведи примеры. Но этого ничего нет. Просто: «я восстанавливаю…». Ну, а почему не добавить еще несколько букв? А ведь все это для того, чтобы найти тюрский смысл в слове. Конечно, можно тюрское TOQUZ (девять) превратить в «токс», но почему не сказать «токузобовичи».

Вспомним, однако, что речка Тертер у арабского историка звучит как Туртур. И это звучание гораздо ранее (VIII век)  известного нам Тертер (XI век). В тюрском нет слов, чтобы точно передать смысл названия речки, кроме далекого tutur – щедрая, что возможно для названия реки. Возьми только и скажи, что историк ошибся, передавая звучание, или украсил его, и все. Но, буква «р» между «т» присутствует и в армянском названии Трту.

И здесь нужно обратиться к санскриту, поскольку в этой местности проживали ираноговорящие скифы, а в V – VI веках до н.э. мидяне (ираноязычные, родственные персам по языку, по Геродоту имели самоназвание арии) и каспии (по последним данным иранского происхождения) т.е. язык этой местности много веков был индоевропейский.

 

Рис.6 Этническая карта Кавказа в V-IV веках до н.э.

 

Итак, санскрит, или то, что пригодится:

bhū – 1) быть, 2) делать, происходить

bhūti – сила, мощь

bhūyas -1) больше всего, 2) очень, в высшей степени

-ja — 1) рожденный, 2) происходящи от

jan – родиться, рождаться

na – 1) человек, 2) род, 3) племя (видимо от этого слово произошли имена Джан, Джон, Жан, Ян, Иван, Юань)

ya – 1) дающий, дарующий, 2) дар, подарок

yá – 1) часть, 2) наследство

sāpatná – сыновья от разных жен

sāra – сильный, крепкий, суровый

turá — 1) усердный, 2) быстрый, 3) сильный, крепкий, 4) богатый, (Тура – быстрый – скифский словарь  В.И.Абаева,  Τυρας  Геродота)

– 1) тот, та, то, 2) этот, эта, это 3) он, она, оно (санскритское tat = tá)

Тогда название речки ТурТур, если в основу взять санскритское  turá  – быстрый, сильный, т.е. быстрая-быстрая, или сильная-быстрая, вполне подходит с учетом того, что река Тертер берёт начало на высоте 3150 м над уровнем моря, на стыке Сюникского и Мухтекянского хребтов, и, пробив путь в вулканогенных толщах, течёт в верхнем и среднем течении по каньону или широкому лесному ущелью. И название племени туртур, что на тюрском превращается в тертер, по названию реки, вокруг которой оно селилось, вполне естественно. И птичку могли назвать тертер по названию реки, вокруг которой она обитала. И потому, совершенно неудивителен герб «половца/кумана» Георгия I Тертера, царя Болгарии, в виде быка — Тура.

Имя Та-Тур, относящееся к этому племени, – это санскритское tá-turá, т.е. этот (он) быстрый, сильный.

А Буй-Тур – хвалебный эпитет Всеволоду, означающий могучий бык, — будет bhūyas turá, т.е.  в высшей степени сильный, причем bhūyas – это почти «буй», с потерей придыхательного h и окончания.

Если последовать далее в санскритской интерпретации, то Шарукан (Сары хан, т.е. для многих, желающих видеть тюрский след, «желтый хан», дед Татура) с санскрита sāra хан – крепкий, сильный хан, и никакого желтого цвета.

Кончак, Хонджак «Джагфар тарихы» Бахши Имана, Honja (Хонджа) – происходящий от хонов, Hon na – хонский человек. Древнеармянские источники гуннов помещают рядом с албанами – выше города Чол (он ниже Дербента), в котором до середины VI века находился центр христианства. Исследуя топонимы, Г.Гейбуллаев, например, делает выводы, что  «хоны у Егише – это гунны, а во вторых, «гуннские ворота» — это и есть крепость Чол». Фавст Бузанд, говоря о гуннах в Албании, называл эту страну «Хонская земля» (Фавст Бузанд, кн.111, гл.7). Был даже город Хунан. Тогда Дяу-Хонджак – это dāyá (ya) Hon jána, или дословно – наследство (дар) хонского рода.

Сабаны могло произойти от sāpatná, т.е. племя образованное братьями, сыновьями от разных жен:  р(п) превращается в b(б)4. Возможно, что иранское چوپان – chopān – чабан, произошло от sāpatná.

Таким образом, и ТерТер (Тур-Тур),  и Татур (Та-Тур), и даже Буй-Тур имеют близкие значения с санскрита, а род Шарукана восходит к ираноговоряшим племенам, возможно скифским или сарматским,  селившихся около Кавказских гор.

 

Литература

1. Олжас Сулейменов,  АЗ и Я,  Москва, 2005 г.

2. А. М. Нечай, Конец двух царств, 2004

3. Джафаров Ю.Р. «Гунны в Азербайджане», Б., 1985

4. Л.Н. Гумилев, «Этногенез»

5. Г.Гейбуллаев, Топонимия Азербайджана, Баку, 1986

6. Йакут-ал-Хамави. Му’джам ал-Булдан. (Сведения об Азербайджане). Хамдаллах Казвини. Нузхат-ал-кулуб. (Материалы по Азербайджану). Баку. Элм. 1983

 

Примечания

1. АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байла-кан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану.

Шамкур – современный Шамки́р, Ганджа – современный Гянджа.

2. Салман ибн ap-Раби’а ал-Бахили был убит в Баланджаре в 32 г. х. (750 г).

3. Фарсах персидский = 5549 м.

4. Сабаны – согласно «Джагфар тарихы» первоначально одно из ираноязычных племен. Слово “сабан” значит по-ирански “пастух”, которое позднее отюречилось и явилось одним из главных предков булгар. Тюркские прозвища сабанов — сабары, баджанаки (печенеги).

چوپان – chopān — чабан, пастух по-ирански. Видим как р(п) превращается в b(б)

Вадим Татур