Корневой глагол tarḫ — и родственные ему основы на *-ṷ-(er)-en-в хетто-лувийских и индоиранских языках

Хеттский корневой глагол спряжения на mi tar ‘побеждать, покорять’ восходит к корню, который представлен в ряде древних индоевропейских языков. Значение глагола tar ‘побеждать, покорять’ (ср., напр., в древне-хеттских текстах: Tel. I, 6; I, 16; I, 26; II 43) точно соответствует значению родственного ведийского tárati ‘он побеждает’, авест. titarənt‘побежда­ющий’ в ряде других производных от этого корня в индоиранском1.

Но в индоиранских языках корневой атематический глагол, соответст­вующий хеттскому tar -, не сохранился, хотя имеется большое число произ­водных основ, относящихся к этому корню. Существование в древности со­ответствующего корневого глагола и в индоиранском доказывается такими ведийскими формами, как причастие tīrṇа и т. п. В ведийском встречается также в качестве второй части сложного слова корневое образование tur2, напр, viśvatur (об Индре — RV, 708, 5) ‘всепобеждающий’, vtratur  ‘побеж­дающий врага’  и т. п. Корневое имя tir в «Ведах» выступает в качестве инфинитива. Поэтому для древнейшего перио­да развития индоиранского языка-основы можно установить наличие корне­вого имени и корневого глагола, родственного хеттскому tar -. Однако в древних индоиранских памятниках встречаются только пережиточные фор­мы, образованные от непроизводной глагольной основы tar(ср. выше об ана­логичном постепенном исчезновении корневого глагола ар- в индоиранском).

В хеттском языке с глаголом tar‘побеждать, покорять, мочь’ связано при­лагательное taruili‘сильный’3 и образованное от этого прилагательного от­влеченное существительное taruilatar ‘сила’ (употребляется в специфическом значении «мужская сила»). В прилагательном taruiliвыделяется суффикс ili4 и основа taru-. Эта основа на -и- является весьма древней, как показы­вает сравнение с другими индоевропейскими языками5. Основа с суффиксом -и- засвидетельствована в древнейших памятниках индоиранских языков: ве­дийское tárutra‘победоносный’, tarutr ‘победитель’, ср. глагольную форму tarute (RV, 902,2), tūrvati ‘он побеждает’, авест. taurvayeiti ‘он побеждает’ и т. п.

Сравнение с данными индоиранских языков позволяет установить архаич­ность хеттских отглагольных основ на аr, —ап, образованных от корня tar-: супина taruan и отглагольного существительного taruar ‘способность, возможность’ (ср. значение tar‘мочь’), род. пад. taruaš (KUB XIII 20 I 36). Сравнительная грамматика хеттского языка показывает, что формы на  аr, —ап, восходят к основам гетероклитического существительного на *-er/en; к тому же типу отглагольных имен возводятся и индоиранские инфинитивы на van6. Поэтому хет. taruan следует признать генетически тождественным индоиранской именной основе, образованной от tarс помощью суффикса van, ср. др.-инд. инфинитив turváe (в «Ведах» turvanозначает «победа»), др.-инд. прилагательное turvái‘победоносный’ и авестийское taurvanс тем же значением7 и авест. taurvar-. Данные основы в индоиранском являются производными от глагольной основы на —u-, см. выше о др.-инд. tarute и т. п.

Следовательно, первоначальным для ведийского turvan‘победа’ следует считать трехчленное деление: turvan. Аналогичным было и древнее строе­ние родственных хеттских основ: в хеттском taruar суффикс –(а)r присо­единялся к основе на —u-, как показывает форма род. пад. taruaš. В период письменной истории хеттского языка образование отглагольного существи­тельного на uar (род. пад. uuaš) и супина на ап было возможно от всех глаголов независимо от того, имелась ли параллельная основа от данного корня на -и- или же не имелась. Суффикс супина ап стал неразложимой морфемой, тогда как относительная членимость -(и)аг в отглагольных име­нах определялась только отсутствием r в формах косвенных падежей, но и эта особенность постепенно устранялась, ср. приведенную в § 4 форму отлож. пад. ekuarraz, где обобщен суффикс имен. пад. аr8. Поэтому осо­бый интерес представляют архаичные основы на er, -еп, образованные от tar-. Древнее членение этих хеттских основ удается установить, во-первых, благодаря тому, что основа taruпредставлена не только в форме род. пад. taruaš (которую можно было бы счесть и новообразованием ввиду продук­тивности данного типа основ), но и в других именных производных (см. вы­ше о taruili, taruilatar), во-вторых, ввиду прозрачности морфологиче­ской структуры соответствующих именных основ в древнеиндийском (turvan) и древнеиранском (taurvan).

Рассмотренные факты показывают, что с основой taruв хеттском языке связан ряд архаичных производных имен. Поэтому значительный интерес пред­ставляет гипотеза Гётце о связи с данным корнем именной основы tarunt-, известной из иероглифического хеттского и лувийского языков, а также из топонимии древней Малой Азии9. В иероглифическом хеттском языке taru(n)-tá-s является именем «бога грозы»10; в лувийском dtaruunza (KUB XXXV II 36 = LTU, с. 43) также употребляется в качестве имени бога грозы11. Образование имени бога грозы от основы taru-, известной из при­лагательного taruili ‘сильный’, можно связать с тем, что идеограмма dU ‘бог грозы’ в богазкёйских текстах чаще всего выступает в сочетании dU NIR.GÁL ‘могущественный бог грозы’. Основа taruntможет быть причастием на ntот глагола taruср. аналогичное причастие в «Ригведе»: turvantas (RV, 455, 3) и т. п. Поэтому анализ лувийского и иероглифического хеттского taruntпозволяет предположить, что основа taru(от корня tar-) была общей для хеттского языка в других древних индоевропейских языках Малой Азии.

Исследование производных от корневого глагола tarв клинописном хеттском языке обнаруживает исключительную близость хеттских производ­ных основ основам, образованным от того же корня в других древних индо­европейских языках (в частности, индоиранских). Но сохранение корневого глагола в данном случае, как и во многих других, является отличительной особенностью хеттского языка.

 

Ссылки

Генетическая связь хеттского и индоиранских глаголов отмечается во многих работах (см., напр., Hendriksen. Untersuchungen. S. 30; Sturtevant. Comp. Gr.2 § 74. P. 40), но не обращается при этом должного внимания на полное семантическое тож­дество хет. tarи некоторых производных от индоиранского tar(так как обычно в сравнительно-исторических работах приводятся в этой связи значения других производных от этого корня: trā-ti ‘он защищает’ и т. п., менее близкие к значению tar).

О фонетических соотношениях хеттских и ведийских форм см. ниже.

О значении этого прилагательного ср.: Е. Н. Sturtevant. Hittite Glossary. 2nd ed.
Philadelphia, 1936. P. 153.

4  См. о суффиксе ili-: Фридрих. Краткая грамматика. § 54, 6. С. 57.

Наличие индоиранских соответствий хет. tarutaruilatar) отмечает Гётце: A. Goetze. The linguistic continuity of Anatolia as shown by its proper names // JCS. 1954. Vol. 8. № 2. P. 80, примеч. 104. В хеттских текстах встречается также и глагол taru-, но его соотношение с tarеще не вполне выяснено (ср.: A. Goetze. JAOS. 1954. Vol. 74. № 3. P. 190; J. Friedrich. Hethitisches Wörterbuch. S. 213).

6См.: Sturtevant. Comp. Gr.2 § 101 —102. Р. 74—75 (с указанием литературы вопроса). Ср. также ниже о склонении существительного aššiaar, которое подтвер­ждает гипотезу Стертеванта.

7 Об авест. taurvan см.: Chr. Bartholomae. Altiranisches Wörterbuch. Strassburg, 1904. S. 643. Генетическое тождество образованных от данного корня хеттских и ин­доиранских форм на еr/-еп ранее в хеттологических работах не отмечалось.

В этом отношении показательно также наличие новых форм мн. ч. типа minumarri при архаичном minumar (см. ниже о формах мн. ч. архаичных существитель­ных гетероклитического склонения типа atar), см.: Фридрих. Краткая грамматика. §205. С. 122.

9   A. Goetze. The linguistic continuity of Anatolia as shown by its proper names // JCS. 1954. Vol. 8. №2. P. 80.

10 К литературе об этом иероглифическом хеттском имени, указанном Оттеном (Otten. Luv. P. 102, примеч. 192), следует присоединить названную в предыдущем примечании статью Гётце и работу J. Friedrich. Zur Lesung der hethitischen Bilder-schrift. 1953. Bd. XXI. № 1. S. 133, 139.

11 Интерпретация Оттена: Otten. Luv. P. 101—102. Фонетическое чтение идео­граммы dU ‘бог грозы’ в клинописных хеттских текстах не установлено.

 

Вяч. Вс. Иванов

Публикуется по Вяч. Вс. Иванов, Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков, т.1, §6, стр.74