Индоарии Руси и Европы

Когда, начиная исследования по этимологии фамилии «Татур», я обратил внимание на топонимику и антропонимику Кавказа, на нартский эпос, на имя «Тотур», которое носит одна из гор в Кабардино-Балкарии, село Татур/Тотур, имена Татур/Тотур, Татурбиев/Тотурбиев, название месяцев март-апрель Тотур, то не предполагал, что эти имена имеют индоарийский смысл.   

Уже в статье «Возможен ли древнетюрский след в имени Татур?» для анализа близких словосочетаний, например, встречающегося имени «Татра», «Татраны» — был применен санскрит.

tá, tat – 1. то, та, тот 2. этот, эта, это 3. он, она, оно

t– 1. охранять, спасать (прошедшее время, pf. – tatré), 2.защитник, охрана

tṇa, trātra – защита, охрана

Тогда «Татра», или Tá –Trā, дословно означает «он – защитник, это защитник, или просто защитник», или tatré – «спас, защитил». Эта же этимология могла быть применима для гор «Татры». Но откуда в Карпатах могла звучать индоарийская речь? Тогда я даже не стал рассматривать такую гипотезу. В статье было показано, что  Киевская Русь взаимодействовала с индоариями: племя «Татраны» (tá ta ) в «Слове о полку Игореве» было не тюрское, как это нам преподносится до сих пор, а индоарийское, поскольку Tráṇa, trātra  на санскрите означает «защита, охрана», тогда Tá-Tráa – «это охрана, защита». Более того, одно из племен половцев, которых принято всеми считать тюркоязычным, так же оказалось индоарийским, что и было показано в статье «Татур и род Тертеров». Тогда понятно, почему именно с ним, с родом Шарукана (дед хана Кончака),  роднились русские князья.

Раскрывая в статье «Татур Ипатьевской Летописи» санскритскую этимологию фамилии «Татур» через и turá, последнее означает: 1) усердный, 2) быстрый, 3) сильный, крепкий, 4) богатый, я показал, что фамилия с санскрита дословно означает «он быстрый», или «этот сильный».

Но этот же подход нашел отражение в старорусской этимологии этой фамилии:

Та, То, Тъ – указательные местоимение «то, тот, этот».

Тоуръ, тvръ – ταυρος, дикий бык, тур

Тогда То Тоуръ > Тотоуръ > Тотуръ >Татуръ – «то бык», или «это бык, тур», что полностью совпадает с санскритским смыслом слова, описывающего дикого быка – «он сильный, быстрый».

И, что интересно, это имя Тотоур > Тотур  (по другим источникам Татур) – летописное имя сына Кончака, хана  индоарийского племени, входящего в союз половцев.

Здесь уместно вспомнить то, что писал о русских говорах выдающийся русский фольклорист Александр Сергеевич Фаминцын [1]:

 «Достойно внимания, что в областных говорах, нередко сохраняющих древнейшие значения слов, — слова, производные от «Тура», заключают в себе предпочтительно понятие о быстроте, скорости, поспешности: турить = ехать или бежать скоро (Курск. губ.), туриться = спешить (Костромской губ.), туровить = торопить (Вологод., Псков, губ.), вытуряць (белорусс.) = высылать скоро с понуждением, туровый, туркий = скорый, поспешный (Новгор. губ.).»

Таким образом, русский язык сохранил в себе один из индоарийских смыслов слова «тур» как спешить, торопиться. По исследованиям  В.И. Абаева «Тура» у скифов означало «быстрый».

Именно об этих «скифах», говорящих на индоарийском языке, и пойдет речь в этой статье, основанной на работах выдающегося ученого России, академика Олега Николаевича Трубачева.

Когда я только подошел к гипотезе о санскритских корнях фамилии «Татур» и индоарийских этнических основах некоторых племен Руси, ранее считавшихся тюркоязычными, я не был знаком с работами О.Н. Трубачева, в том числе с его революционной по отношению к истории Руси работой «INDOARICA в Северном Причерноморье» [2]. Этим исследованием он открыл путь не только к переосмыслению предыстории Руси и ее начального этапа, но и дал незыблемые основания для  окончательного положительного решения вопроса о Причерноморской Руси.

Что же открыл О.Н. Трубачев?

Вот что об этом написал академик В.Н. Топоров, с которым О.Н. Трубачев много лет плодотворно сотрудничал.

«Говоря вкратце, открытие состоит в том, что на территории южной части Восточно-Европейской равнины обнаружено присутствие одной из ранних форм индоарийского языка и, следовательно, соответствующего этноса. Границы ареала, в котором отмечены следы этого языка, — от Северного Кавказа на востоке до Закарпатья, Дакии и Трансильвании на западе. До сих пор индоарийский язык в его архаичной форме был известен по текстам, созданным в Индии и на подступах к ней с запада, с одной стороны, и по реликтам языка индоариев, обнаруженным на Ближнем Востоке в митаннийском локусе, с другой. Теперь же восстановлен третий, «западный», локус индоарийского языка, и тем самым намечена в общем виде та цепочка индоарийских локусов, которая приглашает к раздумью и к реконструкции дальнейших передвижений индоариев. Язык «причерноморских» индоариев позволяет углубить ведийско-санскритскую перспективу и поставить в повестку дня вопрос об остающейся невидимой части «причерноморского» индоарийского, точкой отсчета и контроля которого являются все-таки исключительно ведийско-санскритские (существенно реже — пракритские) данные.»[2]

Но это открытие позволило более точно выделить из «скифского» населения Причерноморья «нескифское», дав ему язык и этническую принадлежность. Это были племена, которые у Геродота проходили под именами скифы-пахари (Σκύϑαι ἀροτῆρες) и скифы- земледельцы (Σκύϑαι γεωργοί ), и территория их обитания — «Старая Скифия» — была к западу от низовьев Днепра. Это были индоарии с языком,  родственным, а порой и тождественным индийскому или санскриту.

Над темой «INDOARICA в Северном Причерноморье» О.Н. Трубачев трудился более 20 лет. Вот что он написал об этом[3]:

«Сейчас имеется возможность говорить о преемственности местного индоарийского субстрата по его отражениям в местном славянорусском… под этими индоарийскими реликтами я понимаю остатки особого диалекта или языка праиндийского вида, отличного от иранского скифского или сарматского языка, существовавшего на смежной, а подчас — на той же самой территории.

Двадцатилетние мои поиски помогли выявить индоарийскую принадлежность языка синдо-меотов Боспорского царства и Восточного Приазовья, тавров Крыма, населения низовьев Днепра и Южного Буга…».

Я сознательно буду цитировать работу О.Н. Трубачева только в том объеме, который необходим для понимания, как  его логики, так и и моего подхода к анализу этимологии имени «Татур».

 Сначала два карты из его работы.

Карта 1 Ориентационная

  Карта 2 Индоарийцы в Северном Причерноморье (реконструкция)

 

 Краткая история исследований

Начнем с племени синдов, обитавшем в 1-м тыс. до н. э. — первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска. О нем  в VI в. до н. э. впервые и кратко упомянул Псевдо-Скилак. Затем, в V в. до н. э. о синдах пишет Геродот и позже другие греческие и римские историки — Псевдо-Скимн, Страбон и т.д. Последнее упоминание об этом племени относится к IV в. н. э., которое сделал Руф Фест Авиен, в своем произведении «Описание земного круга».

 

В новое время О.Н. Трубачев был не первым, кто высказывал гипотезу о связи синдов и Индии.  Вот что он пишет о своих предшественниках [ 2, С.19-20]:

«….Остается фактом, что именно географ К. Риттер одним из первых в научной литературе нового времени вновь поставил вопрос о связи синдов и Индии. Сейчас ясно, что Индия — конечная точка этого движения, а не наоборот, как думал Риттер. И если современная наука только еще «ставит вопрос, почему топоним Синд (в Северо-Западной Индии. — О.Т.) не засвидетельствован в текстах III и II тыс. до н.э.», то самое время ответить на него, что этот топоним принесли арии с Северного Кавказа и из Северного Причерноморья, где он уже сложился в различных функциях еще раньше, хотя письменность греков зафиксировала его в сравнительно позднее время – в V, от силы — в VI в. до н.э.

После неудачи Риттера прошло более столетия, и можно сказать без преувеличения, что за все это время не появилось ничего достойного упоминания о языке синдов17. Так продолжалось до тех пор, пока П. Кречмер не выступил в самый разгар второй мировой войны с небольшой статьей «Индийцы на Кубани».

Река, в низовьях которой сидели синды, называлась в  древности Hypanis, в средние века Cuphis, Κώφινα (вин. п., Никифор Григора), Κούφης· (Кедрен); Кречмер сближает этот гидроним с древними формами названия реки Кабул, впадающей в Инд с запада, — Κώφης- (Страбон XV, 697), Κωφήν (Арриан и др.), а также др.-инд. Kubhā. Оставляя в стороне Hypanis как скифскую форму, автор объединяет все остальные как отражения древнеиндийского названия Кубани, занесенного индийцами затем в Индию. Достаточно прозорливо он обратил внимание и на «второй» Hypanis (визант. Κοῦφίς), объяснив его тем, что «синды раньше сидели на Буге, который тогда прежде Кубани должен был носить название Kubhā».

….

Риттер за сто двадцать лет до него уже обратил внимание на индийскую природу синдов,, на близость названий Hypanis ‘Южный Буг’ — Hypanis ‘Кубань’ и Hypanis, Hyphasis в Индии (Диодор Сицилийский XVII. 93). Больше того — Риттер обратил внимание на то, мимо чего прошли и Кречмер, и все остальные исследователи, — это древнее строительство искусственных каналов в так называемой Синдской Скифии (Scythia Sindica) — в низовьях Ю. Буга и к северу от Крыма, а также на нижней Кубани (по данным Плиния и Страбона), что предполагает давнюю оседлость и высокий уровень развития земледелия.»

 

Интересно, что, как пишет О.Н. Трубачев [2,с.17], «археолог Б.А. Рыбаков неоднократно выступал (мне известны два его таких устных доклада в Академии наук СССР в течение 1975 г.) с наблюдениями о сходствах элементов трипольской археологической культуры (Правобережная Украина, III тыс. до н.э.) и культуры древних индийцев».

Но почему наши лингвисты, историки так долго проходили мимо очевидных этимологий, почему всепоглощающей была гипотеза только об иранских корнях скифов, сарматов, алан и т.д.  Ответ О.Н. Трубачева – уничтожающий для ученого: это – схематизм, иначе примитивизм. Вот как он это описывает, правда, как академик, очень лояльно [2, с.17]:

«Одно из проявлений схематизма существующих воззрений на этот счет мы видим в том, что постулируемое разделение индоиранцев на индоарийскую (праиндийскую) и иранскую ветви где-то к северу от Черного моря явно или неявно мыслится как сопровождавшееся полным уходом всех индоарийцев «до последнего человека» на юго-восток.».

Он делает ссылку на известного ученого лингвиста  В.И. Абаева и его работу «К вопросу о прародине и древнейших миграциях индо-иранских народов» ( Древний Восток и античный мир: Сборник статей, посвященный проф. В.И. Авдиеву. М., 1972.), в которой В.И. Абаев пишет: «II тыс. до н.э., 1-ая пол. Арийская общность распадается на две ветви, протоиранскую и протоиндийскую. Последняя покидает территорию Европы и через Переднюю Азию проходит в Индию».»


Племена Причерноморья

Кто же, кроме синдов жил на берегах Черного моря? К кому принадлежало это племя?

«Итак, синды…, пишет О.Н. Трубачев [2, с. 26], —  Кто же они? — «К меотам принадлежат сами синды и дандарии, и тореаты, и агры, и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, досхи и многие другие…» (Strab. Geogr. XI, 2). Страбон первый указал на принадлежность синдов к меотам, большой совокупности племен, родственных, очевидно, по языку. Однако его достаточно длинный перечень заведомо не полон; один важный пробел легко восполняется из других авторов, указывающих на принадлежность к меотам также племени язаматов (Μαιωτῶν γένος· Ἰαζαματν, Anon. (Scymn. Ch.) Perieg. 878), или яксаматов (Ἰαξαμάται  ἔϑνoς, Ptol. Geogr. V, 8), иксоматов (Ἰξομάτας, Polyaen. Strateg. VIII, 55). Эти яксаматы были самым северным из крупных меотских племен и граничили, видимо, по Дону с иранцами-сарматами. Показания отдельных авторов существенно отличаются, нуждаются в специальном изучении и комментариях. Например, ср. Pomp. Mela I, 114: «Изгибающийся берег от Босфора до Танаиса населяют меоты (Maeotici), фаты (Thatae), сирахи, фикоры (? Phicores) и близкие к устью реки иксаматы».»


Но меня в его исследовании интересовала этимология слов, имеющих в своей основе *tura-/*tur-, поскольку эта основа не только входит в имя «Татур», но и отмечалась мною и в названиях гор Кавказа, селений, рек в местах, где селились скифы (саки). Исследуя этимологию названия рек, я тогда провел параллель с санскритским названием turá – быстрый. Это касалось реки Тертер, которая ранее носила название Туртур. Такую же этимологию предложил О.Н. Трубачев, исследуя древние названия Керченского пролива.

Вот что он пишет [2, c.35-36]:

«Внимательное сопоставление и выявление повторяющихся элементов названий представляет собой довольно реальный путь к реконструкции их апеллативной основы. Сличение названий Τυρι(σ)τάκη на западном берегу Боспора и Τυράμβη — на восточной стороне пролива — позволяет выделить три апеллативных основы *tura-/*turi-, *taka и *amba, ср. соответственно др.-инд. turá- ж.p. turí- ‘стремительный, -ая’, tak- ‘мчаться, нестись’, ámbu ‘вода’ (последнее — без достоверных иранских соответствий). Раскрываемое значение Τυριτάκη — ‘быстрое течение’ — вполне отвечает быстрому течению Керченского пролива. Что касается реконструкции для Τυράμβη значения ‘быстрая вода’, то наблюдатели отмечали факт очень быстрого течения Кубани ‘мимо города Темрюка’, т.е. близко к Тирамбе. Членение Τυρ-άμβη поддерживается географическими названиями. Членение Τυρ-άμβη поддерживается географическими названиями вроде Ζόραμβος, река в Гедрозии, Κοιαμβα, город в Гедрозии (Гедрозия примыкает к Индии с запада и рассматривалась в литературе как возможный путь прихода ариев)».

 

Подводя итог исследованию О.Н. Трубачев приводит словарь из 150 слов, которые свидетельствуют об индоарийском языке меотских племен.

Про этот словарь он написал так [2, с.47]:

«Не намереваясь пока дать здесь словарные статьи со всей литературой и аргументацией, ограничимся предварительным индексом слов, полагая, что и он, несмотря на недостатки, присущие ему как первому опыту, поможет получить некоторое представление об объеме и составе материала — лексических реликтов языка индоарийцев Северного Причерноморья.»

 Нас интересуют следующие словосочетания:

 «140. *tur(a)-ga- ‘быстро идущий’: Τυργ[α], личное имя (синд.?). Ср. др.- инд. turaga.

141. *tur-ambā ‘быстрая вода’: Τυράμβη, место в Аз. Боспоре (Страб.). Ср. др.-инд. turā- ‘быстрый’, ámbu ‘вода’.

142. *turī takā ‘быстрое течение’: Τυριτάκη, место на Боспоре Кимм. Ср. др.-инд. turá-, ж.р. turí- ‘быстрый’, tákti ‘спешить’.»

 

О.Н. Трубачев отмечает как личное имя Τυργ[α]. Я в статье «Тотур – Бисилевс Боспорского царства» дал новую этимологию имени Фофорс (годы правления: 285 286 – 309/310 гг. н.э.).  При новом прочтении древнегреческого имени это был Тоторс/Тотурс. Это очень пересекается с этимологией племени Тоурси, которую дал О.Н. Трубачев как Тауро-руси > Тоурси >Турси, о чем можно прочтить в статье «Россия – это Турия, или неопреодолимая сила». В этой связи Тотурс – То Турс, или это Турс, где «то», или «та» (санскритское ) — указательное местоимение

 

Вывод О.Н. Трубачев делает однозначный [2, с.66]:

«В Скифии во времена Геродота существовали остатки индоарийского населения, которое ловило в устье Борисфена осетров и называло их *anta-kaia- ‘остротелые’, а местность с сильно минерализованной водой по Южному Бугу носила у этого населения название *a-käama-paia- ‘(местность с) непригодной водой’».


Показав присутствие в Причерноморье индоарийских племен, О.Н. Трубачев разрешает еще одну историческую проблему, связанную с определением этнического состава скифов, за названием которых скрывались различные племена. Речь идет о этническом разделении скифов-пахарей (Σκύϑαι ἀροτῆρες) и скифов-земледельцев (Σκύϑαι γεωργοί ), которые  строители каналы в Приазовье и особенно в Синдской Скифии (к востоку от устья Днепра), от собственно скифов, о которых говорит Геродот. Эти «скифы» не были собственно скифами, что давно обсуждалось в научной литературе. Объединяя территориально Старую Скифию Геродота и Синдскую Скифию других авторов, О.Н. Трубачев пишет [2, с.108]:

«Разыскания следов индоарийского (неиранского) языкового субстрата, начатые в скромных размерах на Таманском полуострове, в Синдике, и приведшие затем довольно неожиданно к положительным результатам в Таврике, должны проводиться с неменьшим основанием на берегах Старой Скифии, в Северо-Западном Причерноморье».

Таким образом, выяснилось, что иранские племена скифов, активные кочевники,  — «младшие арии» – откочевали на восток от Днепра, а «старые», «старшие» арии – земледельцы-скифы —  были самостоятельным и близкородственным этническим компонентом «Старой Скифии» Геродота (к западу от низовьев Днепра), который О.Н. Трубачев определил, как «индоарийский, или протоиндийский, праиндийский».

Противоречия между этими племенами «разрешились, с одной стороны, дальней миграцией части индоариев в Азию, с другой — постепенной ассимиляцией оставшихся и растворением в «скифах», «Скифии». Этот последний процесс, к счастью, не носил, да и не мог носить тотального характера, оставляя на всем протяжении своего исторического пути реликты особого языка синдов «и всех меотов», тавров, индоариев «Старой Скифии»».[2, с.138]

Исследованию по «Старой Скифии» у О.Н. Трубачева была посвящена отдельная работа ««Старая Скифия» (Αρχαίη Σκυθιη) Геродота (IV, 99) и славяне» (Лингвистический аспект // Вопросы языкознания 1979, № 4).

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что О.Н. Трубачев считал, что распад индоиранцев на две ветви носил в Северном Причерноморье окончательный характер с выделением индоарийской племенной общности.

 

Индоарии в Европе

Длительное проживание индоарийских племен в «Старой Скифии» не могло не привести к их  миграциям как на север, так и на запад. Поэтому естественно для О.Н. Трубачева встал вопрос о нахождении в топонимике следов этих племен  в Трансильвании, бассейне Дуная и т.д., особенно после реконструкции им пути из Причерноморья на запад античных сербов — индоарийцев, растворившихся позднее в славянах.

Он, как и А.Соболевский (Славяно-скифские этюды. XVII//ИРЯС, т.I, кн 2, с.173),  считал, что некоторые индоарийский (праиндийские) изглоссы остались даже в Карпатском регионе. Этому исследованию О.Н. Трубачев посвятил работу «Indoarica в Скифии и Дакии» (Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., 1984.). 

Как итог, было обосновано древнее присутствие индоариев в Трансильвании и Закарпатье. В связи с этим приобрели «новую остроту вопросы конкретной этимологизации местной гидронимии и топонимии, ср. Nitra (бассейн Дуная) ~ Чиге-нитра в Восточном Крыму, возможно, Hornád (бассейн Дуная) ~ др.-инд. nadī ‘река’ (гидронимы Barnadī, Mahānadī в самой Индии); далее ср. ряд местных названий, известных только в Трансильвании и Банате и содержащих этот элемент —nad: Pănade, Tăşnad, Τuşnad, Сеnad.» [2, с.197]

Как пояснение: Pǎnade это уезд Алба, Tǎşnad — у. Сату Маре, Tuşnad — у. Харгита, Cenad — у. Тимиш, Nitra – река в Карпатах, басс. Дуная, а так же название древнего города в Словакии (нем. Neutra, в 8 в.н.э. город был центром Нитранского княжества), Чиге-нитра (перевал в Вост. Крыму).

О.Н. Трубачев  связывал название этого древнего Словацкого города (Nitra) с древней формой (*neitra)  др.-инд. netra— «проход».

Вот что еще об этимологии слова Nitra написал О.Н. Трубачев [2, с.120]:

«Речь идет о родстве названия реки Nitra в бассейне Дуная, в Карпатах, явно дославянского и традиционно неясного, и топонима Чигенитра — богаз, обозначающего проход через Караби-яйлу в Карасубазар. Крымский топоним прекрасно этимологизируется как сложение основ др.-инд. jígāti, jigeti ‘идти’ и netrá— ‘провод, проход’, также в качестве названия реки. Индоарийское *jiga-netra-, реконструируемое из крымского Чигенитра путем несложных операций (ср. известную вариативность отражения ч/дж- в начальной позиции в тюркоязычной среде и — в целом — возможные изменения вокализма в условиях гармонии гласных), означало «пеший проход», ср., калькирующее его татарское богаз. Нам пока неизвестна письменная история слова Чигенитра, но его современная форма — пример редкостного сочетания древности и относительной сохранности употребления. Наиболее вероятное истолкование получает при этом и название реки Nitra в Карпатах, тождественное второму разобранному компоненту netra-. Др.-инд. netrá- (*naitra-) — отглагольное производное с суф. -tr- от náyati ‘вести’, ср. еще авест. nayeiti ‘нести, вести’. Кстати, из всех славянских языков один сербохорватский имеет странную глагольную основу — инфинитив -nijeti, -nêt, -nîti ‘нести’ (только с приставками, например, zanijeti ‘понести, забеременеть’), аорист nijeh – супплетивно подключенную к nèsti ‘нести’, но продолжающую совершенно особое праслав. диалект. *nĕti, ускользнувшее от внимания этимологов.

Этот праславянский реликт тождествен упомянутому индоиранскому глаголу ‘нести, вести’. Глагольно-именная пара *пĕti — Nitra, обнаруживаемая нами на славянской территории, весьма смахивает на остаток регулярных отношений др.-инд. náyati — netrá-.»

О.Н. Трубачев наметил основное направление дальнейших исследований, указав, что в «Карпатском регионе должны быть названия, до сих пор безуспешно этимологизируемые иным путем и  нуждающиеся в индоарийском этимологическом решении вроде гидронима Nitra.  [2, с.184]

Странно, что он тогда не обратил внимание на такой топоним, как горы Татры, о которых я скажу ниже.

Вызывает искреннее сожаление, что исследование по названиям рек Правобережной Украины О.Н. Трубачев завершил в 1968 г., а лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья (совместно с В.Н. Топоровым) еще ранее, в 1962 г., т.е. до формулирования в начале 70-х годов им гипотезы об индоариях Причерноморья.

Сожаление – потому что происхождение названий  многих гидронимов им бы было бы отнесено, по моему мнению,  именно к индоариям.

А тогда, при изучении гидронимов Верхнего Поднепровья, им были отнесены к балтийским такие названия как;

— Турейка, 1) п. п. Брусавца, п. п. Белизны, п. п. Десны, вар Туренка; 2) п. п. Чаинки, л. п. Водочи, л. п. Навли, л. п. Десны; 3) л. п. Усы, п. п. Судости, п. п. Десны; 4) п. п. Свапы, п. п. Сейма, вар. Муравлъ; 5) п. п. Свапы, п. п. Сейма, вар. Турий. Вероятно, из балт., с суфф. -ēja. Ср. лит. Taurė, река, Taurupys, река, Taurelis, озеро, лтш. Taurupe, река, др.-прусск. Tauro,Taure.

— Турия, Турья 1) л. п. Сенны, л. п. Сожи, вар. Турья; 2) п. п. Припяти; 3) п. п. Турий, п. п. Припяти; 4) п. п. Вити, л. п. Припяти, 5) л. п. Ветьмы, л. п. Десны из балт., ср. лит. Taurija (Буга.TiŽ. I. 1923. 39).

— Туросна, 1) л. п. Судинки, л. п. Воронусы, л. п. Ипути, л. п. Сожи, вар. Троена; 2) л. п. Ипути, л. п. Сожи. Возможно, из балт., и .д.

 

Однако, как вдоль р. Припять обнаружено множество гидронимов, отнесенных к индо-иранским, так и в других областях Украины, Беларуси и России они есть, а в некоторых местах такие гидронимы покрывают целые районы. Теперь понятно, что это – индоарийские названия от тех племен, которые расселились с районов, занимаемых скифами-пахарями.

 

Карта 3. Старые представления о расселении скифов. На этой карте нет Синдики и племен меотов на правом берегу Азовского моря


 

Карта 4. Карты,  показывающие разные взгляды на места расселения скифов. На левой нанесено  путешествие Геродота

 

карта 5. совмещенные географическая карта Украины и карта расселения скифов (карта 3) 

 

Названий, имеющих в своей основе tur— на Украине, в  Беларуси, Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Словении, Хорватии, Черногории, Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии, Болгарии, Венгрии, Румынии очень много, и это – тема отдельной статьи. Но это именно страны, в которые происходило расселение славянских племен с растворившимися в них индоарийскими племенами «Старой Скифии» и Причерноморья, такими как сербы, хорваты и т.д.

Но это как раз область расселения гаплогруппы I2a, к которой принадлежит род «Татуров».

Широчайшую географию названий, имеющих в своей основе tur-, в 19 веке  в своей книге «Божества древних славян» представил выдающийся русский фольклорист А. С. Фаминцын, которую я привел в статье «Тур как солнечное божество наших предков». Изучая степень скученности «Турьих» местностей, он выделил  центральную область поклонения Туру — Венгрия и Галиция, а так же причислил сюда Пруссию с Познанью и Силезию. В последней зафиксировано самое ранее упоминание фамилии Татур.

 

Индоарийские горы Татры

Для определения индоарийской этимологии названия «Татры» выпишим некоторые санскритские слова, котрые уже были приведены в в начале статьи:

tá, tat – 1. то, та, тот 2. этот, эта, это 3. он, она, оно

t– 1. охранять, спасать (прошедшее время, pf. – tatré), 2.защитник, охрана

ta, trātra – защита, охрана.

В истории встречаются разные названия Татр: Trytri, Tritri или Triti,  Trytur,  Turtur, Tatur.  В Герцеговине есть гора  Trtra.

Подробнее об именах гор Татры и Карпат в статьях «The historical names of the Tatry — the northern mountains Carpathes» и «GESTA HUNGARORUM»

Тогда, если Nitra – это «проход», то Tatra, или tá –t,  дословно означает «он – защитник, это защитник, или просто защитник», или tatré – «спас, защитил». Вспомним Татран в «Слове о полку Игореве» —  tá tráṇa.То же самое Trtra, Tritri, Trytri – снкр. trātra – «защита», что для обозначения горы вполне подходит.

Отмечу, что гора  Trtra иногда звучит как Trtla, что может быть влиянием кельто-венетских племен живших в этих местах. Для этих племен характерен переход «р» в «л». В связи с этим имя Татур будет в этих языках, как Татул, о котором я писал в статье «Татул-Татур: от древнего мира до нашего времени».

О таком свойстве кельто-венетского влияния в свой книге [4] писал известный историк А.Г. Кузьмин:

«Гепиды в Прибалтике подверглись сильному влиянию кельто-венетских племен. Так, имя гепидского «короля» Ардариха совершенно ясно этимологизируется из кельтского как «великий (высокий)» король. Вариантом этого имаени (с характерным для этой языковой группы переходом «р» в «л») является и Аларих – имя, встречающееся также у меотских герулов.»

Иначе говоря, как я уже отметил, в кельто-венетской среде индоарийское имя Татур станет Татул.

Последнее имя было у благородного римлянина, отца первого советника Аттилы Ореста, который родился в римской Паннонии, близ Петавии (Петтау) на Драве. Уже в названии этой реки видны индоарийские следы, т.к. др.-инд. dravati «бежит, течёт», Dravanti (द्रवन्ती) — название реки.

В этих местах жили венетские и кельтские племена. Кельты главенствовали в Норике, где, однако, ведущим племенем были венеды (ранее их записывали в северные иллиры), ставшие основой словенцев. Среди венетских племен было племя Таврисков (ранее его считали кельтским), которое в 225 г.до н.э. пришло под Таламоне на помощь кельтам в сражении с римлянами (Полибий II, 28, 4.30.6)

Это были тавриски Западных Альп. Название обитателей Восточных Альп впервые в середине 2 века до н.э. приводит Полибий ( XXXIV -10, у Страбона IV, 208), когда говорит о том, что «in Taurics Noricus» открыли богатые залежи золота.  Тавриски жили в западной Каринтии и по долинам Высоких Тур в Солноградской области. Норичане – в центральной Каринтии и в области Низких Тур, т.е. в Верхней Штирии и Нижней Австрии. У таврисков был тотем – бык-тур. [5]

Тавриски – Тауриски у Полибия (2 в до н.э. Норик)  – Таурси у Константина Философа (9 в н.э., Днепр — Днестр).  Немецкое Туринги (Тюрингии) то же, что славянское Туричи (переделанное в Тиверцы) и т.д.

Индоарии, которых О.Н. Трубачев зафиксировал в Причерноморье и «Старой Скифии», совершали возвратные миграции между Причерноморьем, Карпатами, Паннонией, везде оставляя свои выселки и давая названия рекам и горам.

 

Я думаю, что вслед за новой индоарийской этимологией топонимов Европы, очередь дойдет до таких, казалось бы привычных тюркоязычных названий, как гунны (хунны, унны), савиры/сувары, авары и т.д.  Окажется, что и они – индоарии по происхождению.

 

 

 

 

 

 

скифы — простые русские мужики

 

 

ну, чем не скифы?

Да, скифы — мы! Не азиаты — мы,

С раскосыми и жадными очами.


 1. А.С. Фаминцын, Божества древних славян, СПб, 1884 в pdf формате (12347КБ)

2. Трубачев О.Н, INDOARICA в Северном Причерноморье, Наука, 1999 в pdf формате (17261КБ)

3. Трубачев О.Н.,  В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков,М.: Наука, 2005 в pdf формате (11504КБ)

4. А.Г. Кузьмин «Древнерусская цивилизация», М., 2013

5. Йожко Шавли, Венеты: наши давние предки, М., 2003

 

Примечание.

Некоторые работы О.Н. Трубачева, связанные с индоарийской проблемой Причерноморья.

Трубачев О.Н.  К вопросу о языке индоевропейского населения Приазовья // Античная балканистика, 2: Предварит, материалы. — М., 1975. — С. 38-47.

ТрубачевО.Н. Temarundam «matrem maris». К вопросу о языке индоевропейского населения Приазовья // Античная балканистика 2. Предварительные материалы. М., 1975.

Трубачев ОН. О синдах и их языке // Вопросы языкознания 1976 № 4

Трубачев ОН. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания 1977, № 6.

Трубачев О.Н. «Старая Скифия» (Αρχαίη Σκυθιη) Геродота (IV, 99) и славяне. Лингвистический аспект // Вопросы языкознания 1979, № 4.

Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье // Этимология. 1979, М., 1981.

Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. Источники. Интерпретация. Реконструкция // Вопросы языкознания 1981. № 2

Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. Этимологии // Этимология. 1982. М.,1985.

Трубачев О.Н. Indoarica в Скифии и Дакии // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., 1984.

 Вадим Татур