Некоторые соображения о происхождении фамилии Татур

В этой небольшой работе я изложу первую версию происхождения Татуров. Это – гипотеза, но имеющая под собой некоторую фактологическую и логическую основу.

 

1. Империя сяньбийского завоевателя Таншихая.

Первые найденные мною упоминания о имени (прозвище) Татур относятся к 200 г.н.э. и взяты из монографии выдающегося английского востоковеда и синолога Эдуарда X. Паркера1 (1849-1926) «A thousand years of the Tartars» (Татары. История возникновения великого народа), изданной отдельной книгой в Шанхае в конце XIX века.

Вот что  Эдуард Паркер в своей монографии.

Часть вторая.

Глава 2. Империя сяньбийского завоевателя Таншихая.

«…. Преемники Таншихая не шли ни в какое сравнение со своим великим предком. Он скончался примерно в 190 году, в возрасте сорока пяти лет. Его преемником стал сын Холян. Помимо того, что Холян обладал весьма скромными умственными способностями, он к тому же был человеком алчным, распутным и несправедливым в своих суждениях. Неудивительно, что народ вскоре поднял мятеж против своего повелителя, павшего от руки неизвестного. Затем последовал период семейных междоусобиц. Наконец, повелителем сильно сократившегося народа стал племянник Холяна по имени Будугень, а его брат Фулохань с горсткой людей отправился на поиски лучшей доли. Вождь одного из племен по имени Кэбинэн также претендовал на власть. Через некоторое время он избавился от обоих братьев и благодаря своей энергичности, храбрости и справедливости обеспечил себе приход к власти. Выборность вождей, в отличие от наследственного престолонаследия хунну и тюрков, всегда была отличительной особенностью сяньбийцев и их потомков Катаев. Кэбинэн прекрасно знал китайскую письменность и, следовательно, мог построить управление государством по китайскому образцу. В этот период династия Поздняя Хань неумолимо двигалась к своему краху. Опасаясь неизбежной анархии, тирании и междоусобных войн, многие китайцы перебрались на территорию сяньбийцев, научив их изготавливать новое оружие, щиты, плести кольчуги. Однако, несмотря на все свои достоинства, Кэбинэн так и не сравнялся с Таншихаем, после смерти которого сяньбийская империя фактически распалась. Кэбинэн вынужден был бороться за власть со своим братом Сули и с некоторыми восточными вождями своего народа, среди которых был и Шамо-хан, считающийся одним из прародителей славной династии Тоба. Был и еще один вождь по имени Татур, который в этот период претендовал на власть, он даже сравнивал себя с великим завоевателем Модэ. Однако Татур — судя по всему, такое же имя носило и его племя — потерпел сокрушительное поражение от известного нам Цао Цао (155-220 –В.Т.), фактического основателя династии Вэй. Татур вряд ли заслуживал бы упоминания на страницах этой книги, если бы не тот факт, что от его имени произошло слово «татарин», которым стали называть племя или племена, сформировавшие ядро могущественной Монгольской империи. В XII веке встречаются упоминания о белых татарах, живших близ Тендука Марко Поло, то есть в том же месте, где поселилось «белое племя» сяньбийцев. В Северном Китае монголов и маньчжуров называли «та-цз» — уменьшительное от «та-та», а в истории династии Мин (1368—1644) монголы именуются «та-та».

Хотя ранние тунгусы во многом превосходили своих соперников хунну, на первом этапе своей истории, за исключением блестящего правления Таншихая, они не продемонстрировали свою политическую мощь так, как это сделали хунну. Как и в случае с немцами или саксами, демократические принципы сяньбийцев препятствовали объединению империи до тех пор, пока внешние обстоятельства и процессы ассимиляции не изменили ситуацию. Тюркам удалось занять трон китайских императоров, но как правители они себя дискредитировали: с политической точки зрения тюрки не сделали ничего выдающегося. Однако династия Тоба-Вэй (386-550) считалась весьма респектабельной полукитайской династией: пока катаи и нюйчжэни отстаивали свои права, крошечное племя маньчжуров дало Китаю одну из лучших династий.»

Т.е. Эдуард Паркер считает, что слово  «татарин» произошло от Татур. И племена, которые он возглавлял, сформировали ядро могущественной Монгольской империи. При этом Эдуард Паркер отмечает, что это было «белое племя» сяньбийцев, о потомках которых Марко Поло тысячелетие спустя напишет как о белых татарах.

Конечно, есть и другие версии происхождения слово татарин. «Историк Б.Б. Бамбаев в 1929 году писал: “Само слово “татар“ по-монгольски означает “мелководье“. Слово “татар“ образовалось, видимо, из двух слов: “татур“ — “протока, рукав реки“ и “тар“- “узкий, мелкий, неглубокий“. Первоначально татары селились на изломе реки, при ее повороте и по берегам речных протоков.» [1]

И это не удивительно,  поскольку вот что мы узнаем из  книги П. С. Палласа «Путешествия по разным провинциям российского государства» (Путешествие по Сибири к востоку, лежащей даже и до самой Даурии, 1772 года)

«Река Она, вышед из гор на равное место, при Уде находящееся, разделяется на три рукава, из коих нижний по-буретски Татур, а верхний Жиргиле называется. Средний удерживает настоящее свое имя, и немного повыше оного на Уде стоит зимовье; ниже же впадает в Уду с другой стороны река Кудун, отчего Уда, выше соединения не иначе как ручеек, здесь в большую речку возрастает.»

Мы видим, что по-буретски ( читай по-монгольски) речка, как рукав другой реки, называется Татур, что в переводе “протока, рукав реки“.

Что же касается «белого племени» сяньбийцев, то некоторые историки, в частности  Бариев Риза Халирахманович (доктор философских наук, профессор, занимается философскими проблемами этногенеза, истории и культуры булгарского народа) считают, что, во-первых, сяньбийцы были северокитайскими булгарами, а, во-вторых, их потомки – гунны  Агарджи Дуло, который был приглашен на трон в царстве Идель (ставка город Сувар). Гуннская династия правила в Иделе во II-V вв. н.э. Вот, что он пишет в статье «Древние и средневековые государства булгар» о Гуннском периоде государственности булгар. [2]

«В I в. в Иделе к власти приходит династия Алан, ставка которых город Сувар находилась в низовьях Волги. В середине II в. власть в Иделе унаследовал Эр-Таш, женатый на массагетках. Влияние их родственников вызвало недовольство староидельской знати. На идельский трон булгарской знатью был тайно приглашен гуннский царь Агарджа Дуло. Когда Эр-Таш узнал об этом, он с войском выступил навстречу претенденту на его трон. Большинство булгарских феодалов перешло на сторону Агарджи. Состоялся поединок царей, в котором победил Дуло. По предварительному уговору он и стал царем Иделя. Сестра погибшего в единоборстве Эр-Таша была выдана замуж за Агарджу Дуло.

Гунны Агарджи Дуло были потомками северокитайских булгар – сяньбийцев. Они называли идельских булгар булярами (билярами), последние же называли своих азиатских родственников сербийцами. Часть сербийцев, поселившись среди финно-угров, смешалась с ними и образовала новую этническую группу булгар, которых русские называли «ведами», затем – «горными черемисами», позднее за ними закрепилось название «чуваши».

В IV в. после смерти идельского царя Кама-Батыра между его сыновьями вспыхнула война за трон отца. Как почти всегда бывает в таких случаях, победителем оказался гуннский военачальник Булюмар (Баламбер). Он женился на дочери Кама-Батыра Туран-бике и основал династию Атиль. Однако его потомки продолжали причислять себя к династии Дуло. ..

Мощную гуннскую державу создал в Европе потомок Баламбера Аттила (434-453).»

 

2. Историческая ветвь булгар и половцев (куман)

Второе, найденное мною упоминание имени Татур,  относится к  1181 г. и содержится в «Конспекте некоторых известий о булгаро-кыпчакских отношениях, содержащихся в книге Кул Гали «ХОН КИТАБЫ»»

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ «КЫПЧАК»

«В 1152 г. одна часть орды Атрака была направлена Колыном на Ярославль (русский князь не выплатил вовремя дань за владение Джиром — областью Верхней Волги). Чуть раньше (в 1150 г.) сыновья Атрака 2 Хонджак (Кончак3) и Тертер (Типтяр) с другой частью орды и с субой Ялчика отправились в поход на Византию (византийцы обидели караимских купцов). Юный Хонджак в 1155 г. переправился через Сулу (Дунай) и разграбил часть территории Улаг-Болгара, после чего вновь переправился обратно и укрылся в субакале дожидавшегося его Ялчика. Византийский отряд, попытавшийся взять булгарский табыр, был наголову разбит (историки датируют это событие то 1152, то 1154-1156 гг.). Правда, прикрывавший отход Хонджака за Дунай Тертер попал в плен, но принял христианство и получил звание буляра (боярина, феодала, приближенного к царю). На обратном пути Хонджак самовольно разграбил русские земли под Киевом. В 1160 г. сельджукский (иконийский) султан Кылыч-Арслан II прислал булгарскому царю Анбалу письмо, в котором умолял его об оказании ему помощи (в борьбе с Византией). Сельджукский посол, ввиду неотложности просьбы, прождал веселившегося Анбала несколько дней и все же сумел передать послание. По приказу Анбала Хонджак (Атрак умер на рубеже 40-50-х гг. XII в.) вторгся в Улаг-Болгар, но когда встретил крупное византийское войско, тут же повернул назад (под тем предлогом, что на этот раз он действовал в одиночку и сильно рисковал). На обратном пути Хонджак опять самовольно разграбил Киевские земли

На самовольные действия куманов4 обратил внимание даже далекий от государственных дел Анбал. Воспользовавшись этим, а также наличием предсмертного приказа Колына о необходимости создать в степи противовес (на всякий случай) куманам, саксинский губернатор Отяк уговаривает царя (в середине 50-х гг XII в.) переселить из Тубджака в Кара-Саклан оймекско-баджанакско-узийскую орду служившего Булгару оймекского хана Башкорта. Орда Башкорта заняла Такин-тюбу и Северокрымскую степь, а орда Хонджака была переведена на место разгромленного Джерем-Эля5. Хонджак затаил обиду, и в 1164 г., когда Отяк стал булгарским царем, перестал повиноваться Булгару. Чтобы воздействовать на Хонджака, Чельбир6 выкупил из русского плена (в 1181 г.) и поселил во Внутренней Булгарии7 двух сыновей Хонджака — Татура и Бак-абая. Это сыграло свою роль — в 1181 г. Хонджак возвращается на булгарскую службу. В конце 1185 г. Хонджак опять ушел с булгарской службы. Чельбир воспринял это спокойно: булгарскому Причерноморью ничто уже не угрожало, а сын Хонджака Бак-абай с булгарской субой постоянно следил за отцом в степи. В 1202 г. Бак-абай также участвовал во взятии Киева. После этого Бак-абай прозвался «Бакдан», принял ислам и под именем Бикмухаммеда переселился в свои владения на Луговой стороне8 Булгара. Он положил начало булгарскому роду Бакдан. А вот Татур поселился на Горной стороне9. Сын Татура — Аскал Габдулла — отправился в Улаг-Болгар10 и остался там. Но один из сыновей Аскала — Балчек — вернулся в Болгар. Сын Балчека Татур ездил по Хорыс-юлу11 в составе булгарского посольства, отправленного в Египет, и виделся со своими родственниками в Улаг-Болгаре.»

 

Из этого отрывка мы получаем следующую родовую преемственность:

Шарукан — Атрак — Хонджак (Кончак) – Татур (~1180) —  Аскал Габдулла (~1200-1210) – Балчек (~1220-1240) – Татур (~1240-1270) (года в скобках – моя экстраполяция)

Сын Татура остался в Улаг-Болгар (Дунайская Болгария). Его сын Балчек вернулся в Булгар. В Болгарии есть город Балчек.

 

В свое время рядом исследователей была выдвинута гипотеза о белокурости кипчаков, которая базировалась на сообщении китайского источника «Ганьму» о том, что народ кинча (кипчак) был голубоглаз и рыжеволос. Главным сторонником этой идеи в России был Г.Е. Грумм-Гржимайло, который считал, что кипчаки образовались в результате смешения динлинов (древнего европеоидного населения Центральной Азии) и кочевого населения Казахстана. Также, в этой связи рядом исследователей рассматривалось и русское название кипчаков «половцы», которое возводилось к слову «половый», т.е. бледный [3].

Интересно, что согласно некоторым свидетельствам современников у кипчака Бейбарса, ставшего египетским султаном в средине ХIII в. (именно в это время сын Балчека Татур ездил в Египет), глаза были голубого цвета. В любом случае, многочисленные браки русских князей с половчанками и неоднократное употребление словосочетания «красные девы» по отношению к половчанкам в «Слове о полку Игореве», свидетельствует об определенной миловидности половчанок с точки зрения русских мужчин.

После европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, крымские татары, сибирские татары, ногайцы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки. Часть их выселилась в Закавказье, часть на Русь, часть на Балканский полуостров (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию, часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял половцев, пришедших под предводительством хана Котяна (тестя Мстислава Мстиславича Галицкого); наследник венгерского престола Иштван (Стефан) женился на куманской принцессе — дочери Котяна. Половцы заняли в Венгрии видное положение, в частности, они охраняли границы королевства.

Когда же Бела умер в 1270 г., Стефан V правил в течение только двух лет, а затем трон перешел к его десятилетнему сыну Ладисласу IV, который под влиянием своей матери, отверг все западные порядки своих придворных и стал известен как «Ладислас Куман».

Поток половцев в Венгрию был настолько велик, что образовалось две исторические области, где и по сию пору живут потомки куманов — Надь Кууншаг (Большая Кумания) и Кичи Кууншаг (Малая Кумания).

В средние века влияние половецкой знати на венгров было достаточно сильным — известна даже папская булла, запрещающая венграм носить пловецкие одежды.

В связи с вышеизложенным небезынтересно отметить несколько фактов.

Первый. Именно к этому времени относится упоминание имя Татур, как называние северной части Карпат. Документы, написанные во время короля Венгрии Бела IV (1206-1270), называли эту часть Карпат Tarczal или Tatur (Татур), хотя хроникер-монах начала XIII-ого века, который написал «Gesta Homgarorum»,  т.е. историю венгров, описывает эти горы, как Trytur. Так же известно, что в графстве Zips в Венгрии самый высокий пик в Карпатах называют Tatry или Tatra. Та же гора называлась в средние века Татур (согласно записи неизвестного нотариуса, с. XVIII). 12

Второй. Половецкий хан Атрак (дед Татура) служил царю Грузии Давиду IV Строителю.Может быть поэтому в древнегрузинском источнике «Картлис цховреба» районы Грузии, где по соседству живут и аборигенные азербайджанцы, и потомки половцев, в этом источнике названы местом проживания «татуров».

Третий. Половцы внесли вклад в формирование таких этносов, как карачаевцы и балкарцы13. Сейчас уже мало известно, что до войны (1941-1945 гг) в Балкарии был город Татур.

Таким образом, мы видим, что там, где появлялись половцы или булгары, мы видим появление имени Татур. Может быть называли по имени вождей, а может быть значение слова Татур было такое, которое позволяло его применять  для названия как людей, так и городов, рек и гор.

 

3. Расселение половцев по русским княжествам

Каким образом половцы или булгары могли появиться в Великом княжестве Литовском, в котором впервые упоминается оршанский скрабник, полковник его королевской милости Литовских войск Василий Татур.

Вот что пишет о середине 13 века в своей работе «Тюркский фактор в истории и этногенезе украинцев и их предков» Владимир Луценко

«После первого появления монголов в половецких степях начался массовый исход кипчаков в соседние страны, включая русские княжества. Современник этих событий — арабский историк Ибн аль-Асир писал: «Когда Татары овладели землею Кипчаков и Кипчаки разбрелись …. то большая толпа из них ушла в землю Русских; это страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними, и жители ее исповедуют веру христианскую»4. Также, позже о бегстве части кипчаков в страну русских после западного похода монголов 1222 г. сообщал персидский автор Рашид-ад-Дин5. Российский историк Н.М. Карамзин на основании своих источников писал о переселении в 1223 г. половцев на Киевщину: «многие Половцы ушли в Киевскую область с своими женами, скотом и богатством»6. Возможно, на оседание отдельных групп половцев на Волыни указывают находки остатков трех половецких котлов в г. Владимир-Волынский, с. Новоугрузькое (Волынская обл.), и с. Жорнов (Ровенская обл.)7.

О русских половцах свидетельствует Плано Карпини, который в 1246 г. посетил ставку монгольского хана, где встретился с Ярославом Всеволодовичем — великим князем Владимирским и Киевским и его сыном. Среди их приближенных, упомянутых Карпини, этнические русские пребывают в меньшинстве: «У Бату мы нашли сына князя Ярослава, который имел при себе одного воина из Руссии, по имени Сангора; он родом Коман, но теперь христианин, как и другой Русский, бывший нашим толмачом у Бату, из земли Суздальской. У императора Татар мы нашли князя Ярослава, там умершего, и его воина, по имени Темера, бывшего нашим толмачом у Куйюк-кана,…там был также Дубарлай, клирик вышеупомянутого князя, и служители его Яков, Михаил и другой Яков. При возвращении в землю Бесерминов, в городе Лемфинк, мы нашли Угнея, который, по приказу жены Ярослава и Бату, ехал к вышеупомянутому Ярославу, а также Коктелеба и всех его товарищей. Все они вернулись в землю Суздальскую в Руссии» (выделения — В.Л.)8. Таким образом, Карпини упоминает девять человек из свиты князей, однако русскими (судя по именам) среди них являются только трое, поскольку двоих он называет половцами, а четверо других носят тюркские имена. Эта цитата из Карпини дает нам яркое свидетельство о степени интеграции половцев в состав населения южнорусских княжеств в средине XIII в.

Следует отметить, что половцы оставили заметный след в украинской топонимии. В дополнение к указанным выше топонимам можно добавить с. Куманивка, с. Куманивцы (Винницкая обл.), с. Куманив (Хмельницкая обл.), а также антропотопонимы, происходящие от упомянутых в источниках половецких антропонимов: Тетиев (Киевская обл.), Кончаки (Киевская обл..), Бачманівка (Хмельницкая обл..), Бучман (Житомирская обл.) и другие (см. главу XII). Кроме этого, с определенной долей уверенности к половецкому наследию можно отнести украинские фамилии с корнем Коман/Куман, а также фамилии, восходящие к известным нам из письменных источников половецким антропонимам: Бачман, Беглюк, Болуш, Боняк, Китан, Кобяк, Кончак, Моначюк, Осолук, Саук, Чекман, Чюгай и др. (возможно сюда можно добавить Татур – В.Т.). Впрочем, половецкая антропонимия в значительной степени была унаследована кочевым населением Золотой Орды, поскольку кипчаки являлись его основным этническим компонентом. Поэтому многие кипчакские антропонимы с большой долей вероятности могут быть связаны и с кочевым населением Золотой Орды.

«Даниловы половцы»

Исходя из сообщений Галицкого извода Галицко-Волынской летописи, можно предположить, что одно из племенных объединений половцев бежало от монголов в Галицко-Волынское княжество. Эти половцы вскоре после монгольских завоеваний оказались на службе у князя Данила Галицкого и активно использовались им в борьбе с внешними и внутренними врагами. Так, летописец пишет, что в 1243 г. Данилу «его» половец по имени Актаи принес известие о том, что Батый ушел из Венгрии9. После этого сообщения половцы на службе у Данила упоминаются в летописи под 1249, 1251, 1252 и 1253 гг.10. Автор летописи называет этих половцев «даниловыми половцами» и сообщает под 1253 г., что их предводитель хан Тигак является сватом Данила. К сожалению, дальнейшая судьба «даниловых половцев» остается не известной, поскольку на событиях 1258 года Галицкий извод обрывается11, после чего начинается повествование т.н. Волынского извода, а в нем «даниловы половцы» уже не упоминаются. Следует отметить, что наличие у «даниловых половцев» своего хана после монгольских завоеваний свидетельствует о том, что они проживали вне пределов досягаемости для монголов, т.е. вне степной и лесостепной зон нынешней Украины.

Монголы, заняв причерноморские степи, ликвидировали захваченную половецкую знать как сословие, а подчинившиеся монголам половцы были распределены между монгольскими родами в качестве феодально-зависимых родоплеменных подразделений. По этому поводу Г.А. Федоров-Давыдов писал: «[половецкая] аристократия была или уничтожена, или продана в рабство, или уведена в коренные земли монголов. После событий середины ХIII в. в источниках мы нигде не встречаем упоминаний о половецких ханах, которые владели бы кочевым населением на правах феодальных держателей и получали инвеституру из рук монгольских правителей»12. Подтверждение выводам Федорова-Давыдова можно также найти у Плано Карпини, который пишет о том, что монголы никогда не щадят знатных пленников13. Таким образом, пребывание «даниловых половцев» в степной зоне, занятой монголами исключается и, вероятней всего, они обитали где-то в Галиции.»

С 1363 года, после того, как  объединенные войска Великого княжества Литовского во главе с Ольгердом (сыном Гедемина, который  носил титулы великого князя Литвы и Жмуди, великого князя русского) полностью разгромили большое войско Золотой Орды на Синих Водах (левом притоке Южного Буга), в состав государства Ольгерда и Кейстута вошли Киевская, Черниговская, Подольская, Волынская земли, а Ольгерд стал носить титул – Великий князь Литовский и Русский.

 

4. Призвание татар Витовтом

И русские, и европейские исторические документы часто назвали половцев, или их потомков татарами. Поэтому мы не будем  заострять внимание на слове татары, а обратимся к историческим фактам.

Появление в Белорусско-Литовском государстве татар стало итого ее разнообразных сношений с Золотой Ордой. В 1321 г. (согласно некоторым источникам, в 1319 г.) Гедимин с помощью татарского войска получил великую победу над крестоносцами.

Первые массовые переселения татар, вместе с семьями, появились зимой 1397 года по зову князя Витовта.

В 1397 и 1398 годах Витовт сделал два похода на Дон и Крым. В них участвовал и Тохтамыш с дружиной, который ранее был дружелюбно принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лиде (Беларусь). Здесь он жил в усадьбе, которую в народе долго называли Тохтамышовым двором. Витовт сразу оценил новые возможности, возникшие с появлением в его государстве бывшего ордынского владыки, который искал помощи, чтобы вернуть себе ханский титул.

Татары с Крыма ( известно, что в формировании их этноса приняли участие половцы) пришли в Белорусско-Литовское государство потому, что Тохтамыша, который участвовал в этом походе, они все еще считали ханом Золотой Орды, чингизидом. Вот за ним, по мнению историков, — за своим законным правителем — и пошли татары с семьями и собственностью в новые места, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Тогда же в Беларуси построены и мечети. Согласно татарской традиции, литовские (белорусские) татары сами себя никогда не считали военнопленными Витовта, поэтому и охотно служили своему белому хану — Витовту, которого называли Ваттад — опорой ислама на западе. На протяжении целого столетия после поселения татар на новых землях, если возникала необходимость, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках.

Согласно хронике М. Бельского, князь Витовт раздал татарам некоторые деревни возле реки Ваки, освободив их от всех податей. Обязал только ездить на войну. «Но — сообщает Бельский — они «…говорят, что по доброй воле пришли ему на помощь против Пруссии». Про то же говорят и другие авторы хроник — Крамер, Меховский, Стрийковский. Как показывает последний, сами татары считали, что Витовт не привел их силой, а пригласил воевать против крестоносцев.

Про добровольный приход татар в Литву вспоминается и в одном прошении на имя Жигимонта Августа в 1563 г. Анонимный автор «Рисале-татары-Лех» (сочинение о татарах в Польше) пишет: «утверждение, что татары были поселены как военнопленные, неправильное, так как если бы татары были военнопленными, то давно уже должны были бы стать неверными, однако же, остаются мусульманами».

Приведенные Тохтамышем и Витовтом в 1397-1398 годах группы служилых татар были поселены, по свидетельству Стрийковского и других авторов на берегах р. Вака, а также в Сорока Татарах, Лидском, Трокском, Ашмянском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах, возле Черкасс и Канева. Селились они всегда компактно, даже в пределах одного населенного пункта. Ну а такие города и поселки, как Новогрудок, Ивье, Слоним, Минск, Смиловичи, Клецк, Мир, стали настоящими центрами татарской жизни.

Во главе татар стояли приближенные к Тохтамышу феодалы, которые пользовались доверием Витовта. Таким образом, началу татарского сообщества на Беларуси положили добровольные поселенцы.

В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами, поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Прежде всего, это были воины Джелал-эд-Дина, а также татары, которые с семьями жили на землях, выделенных Витовтом.

В 1422 году Витовт предоставил убежище хану Золотой Орды Мухаммеду, разгромленному Бораком. В 1424 году войска великого князя нанесли решающее поражение претенденту на трон Золотой Орды Худайдату, совершившему набег на Одоевское княжество. В конце того же года Витовт поддержал Мухаммеда, который выступив из Литвы, овладел сначала Крымом, а в 1426 году и Сараем.

Всего же во времена Витовта в Великое княжество Литовское перебрались до 40 тысяч татар. Князья были премного довольны усердием новых подданных, в награду жаловали земли, высокие звания, почетные титулы. Татары, в свою очередь, не просто уверенно освоились в северных краях — вросли корнями в белорусскую землю.

По условиям унии, которые были определены польско-литовским съездом 1413 г. в местечке Городле (на р. Западном Буге), подданные великого князя Литовского, принимая католичество, получали те права и привилегии, какие имели в Польше лица соответствующего сословия: литовские князья и бояре получали права панов, простые дружинники — слуги князей — становились в положение польской шляхты (дворянства); двор и администрация в Литве устраивались по образцу польского королевского двора, причем новые должности доставались только католикам.

Именно по Городельской унии 1413 года были официально получены шляхтой Великого княжества Литовского первые гербы.

После унии Литвы с Польшей (1569 г.) расселению татар на землях Беларуси и Литвы содействовали Казимир Ягелончик, Александр и Жигимонт.

Шестьсот лет проживания татар в Беларуси вместили в себя множество судеб и событий. Среди этнических татар немало людей известных, героических, прославивших историю, неотделимых от страны и ее народа в целом. При короле Сигизмунде II Августе (1520-1572)  татары получили право на браки с христианами и, конечно, воспользовались им. У них появились трансформированные на местный манер фамилии — Александрович, Воронович, Шабанович, Курманович, Кричинские, Криницкие… Имена также нередко переиначивались на новый лад.

Среди предков татар князья Глинские — Лиходиевские. Внук Мамая Алекса при Витовте был крещён, стал Александром, а за сына Алексы Ивана Витовтом  была  отдана княжна Анастасия Острожская. Потомки Мамая получили от Витовта княжеский титул Глинские. Елена Глинская  из этого рода — мать Ивана Грозного.

Известный род Бербашевых происходит от ногайского  князя  Бер-Баши, который также при Витовте  пришёл на службу в Великое княжество Литовское (Бербаши – литовские князья татарского происхождения)

Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества.

Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов — владетелей имений, фольварков и небольших деревень. Большинство поселенцев, однако, были обыкновенными земледельцами.

 

5. Характер власти в Великом княжестве Литовском в XV веке

В начале XV века Великое княжество Литовское было громадным государством. На западе его земли простирались до Балтийского моря и Мозовии, на севере – до псковских Великих Лук и Ржева, на востоке – до верховьев Волги и Рязани, на юге – до почти незаселенного Дикого поля. Великое княжество Литовское граничило с Ливонией, Псковом, Новгородом, Тверским, Московским, Рязанским великими княжествами, Золотой Ордой, Молдавией, Польшей, Мазовией и Тевтонским орденом.

Вот что пишут А.П. Андреев и М.А. Андреев  в своей работе «Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 года. 600 лет славы», в которой, в частности,  рассказано о многогранной деятельности выдающихся великих князей – Гедимина, Ольгерда, Кейстута, Витовта Великого, о характере власти в Великом княжестве Литовском конце 14 века начале 15 века.

«Великий князь Литовский был окружен вельможами и магнатами, происходившими или из удельных князей или являвшимися крупными землевладельцами. Непосредственно в Вильно действовал Совет господ, называвшийся «паны – рада». Для решения главных проблем государства созывались всеобщие собрания – сеймы, на которые съезжались магнаты, бояре, шляхты. Войсками княжества руководил гетман, он же был военным судьей, канцлер являлся хранителем королевской или великокняжеской печати и вел государственные дела. Маршалок представлял дворянство, подскарбий занимался государственными финансами и доходами, воеводы с помощниками – каштелянами имели военную, административную и судебную власть в областях, старосты руководили поветами – районами. Такой порядок управления страной начал складываться именно при князе Витовте.

Номинальным верховным собственником всех земель и фактическим владельцем государственных земель Княжества был великий князь. Князья, паны и часть бояр-шляхтичей были его вассалами. Большинство шляхтичей владело небольшими имениями и поместьями. Государственное управление и права сословий в Княжестве определялись особыми грамотами – привилеями, которые давались всей стране, отдельным областям, сословиям, поветам, шляхтичам, горожанам.

Литовские земли делились на два воеводства – Виленское и Трокское. Белорусские, украинские и русские земли располагались в Полоцком, Витебском, Смоленском, Киевском, Волынском, Полесском, Черниговско – Северском воеводствах. Суд «чинили» и управляли воеводствами наместники, которым помогали старосты. Позднее наместников стали называть воеводами.

Шляхта появилась в Польше в XIII–XV веках из сословия рыцарей-воинов-профессионалов. Польские короли постоянно ссорились с магнатами и привлекали на свою сторону рыцарство, давая ему льготы, привилегии, расширяя права. Основная масса элиты Великого княжества Литовского в XIII–XV веках назывались боярами, как и в Московском княжестве. Литовские и белорусские бояре впервые были названы шляхтой в Городельском привилее 1413 года. Привилеи и позднейшие статуты оформили права шляхты на землю, которые постоянно увеличивались. Шляхта стала привилегированным сословием в Польше, Литве, Беларуси, Украине и являлась им до начала ХХ века. У шляхты была феодальная собственность на землю, а между собой шляхтичи взаимодействовали на принципах иерархии.

Стать шляхтичем не по рождению было практически невозможно, были необходимы исключительные заслуги перед государством или усыновление нешляхтича шляхтичем. По привилеям XIV–XVI веков шляхта была освобождена от государственных повинностей. Единственной её обязанностью была воинская. Шляхта также платила маленький налог на землю. Шляхтичи получили имущественную и личную неприкосновенность, освобождались от судебной юрисдикции, занимали государственные должности, через сейм участвовали в решении государственных проблем, избирали короля, позднее получили право свободного запрета на сейме любых обсуждаемых и принимаемых законов и постановлений, что в итоге стало одной из причин развала Речи Посполитой, приведя к шляхетской анархии XVIII века. Шляхта состояла из магнатов, среднего строя, имевшего поместья, заградовой шляхты, не имевшей крестьян, а также шляхты, не имевшей своей земли и служившей магнатам.

Крестьяне назывались людьми, поспольством, мужиками. Большая их часть была юридически свободна. Они сообща владели землей и собирались на сельские сходы для решения общих дел; эти собрания назывались громадами. Магнатам и шляхте они отбывали повинность – натурой, трудом или деньгами, размер которой определялся размерами хозяйства. С ХV века в Великом княжестве Литовском стала развиваться система ферм – фольварков, была введена «волочная система» (в одной волоке находилось около двадцати десятин).

В имениях и поместьях шляхты жили холопы-рабы, или «невольная челядь». Холопами становились по рождению, ими были пленные преступники, женившиеся или выходившие замуж за холопов. Крепостное право получило развитие уже после княжения Витовта. Землю шляхтичам обрабатывали холопы, невольная челядь, тяглые люди, существовала и барщина. Военной службой, налогами, барщиной облагались земли, а не люди.

Горожане имели статус мещан, с конца XIV века в городах получило развитие магдебургское право – самоуправление.

Кодекс шляхетской чести был создан в Великом Княжестве Литовском при Витовте Великом.

«Верой и правдой

Служу Отечеству, отвечаю – Богу.

Добру – награда, злу – возмездие.

Должен – значит можешь.

Честь дороже жизни.

Ударом на удар.

Победа или смерть.

Достойно и благородно.

Слово крепче камня».

 

6. Первые известные записи о  роде Татуров

Эти записи сохранились в Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ):

НИАБ ф.319, оп.2, д.3207, т.1, л.346, 247-248; НИАБ ф.319, оп.2, д.3207, т.1, л.346; НИАБ ф.319, оп.2, д.3181, л.118-121; НИАБ ф.319, оп.2, 3181, л.1-2; НИАБ ф.319, оп.2, 3181, л.12-13; НИАБ ф.319, оп.2, д.3207, т.1, л.346; НИАБ ф.319, оп.2, д.3207, т.1, л.438об.

Что же мы из них узнаем?

Первый — Василий Татур, оршанский скарбник (казначей), полковник его королевской милости Литовских войск. 10.07.1596 г. по привилегии польского короля Сигизмунда III (1566-1632, Король польский и великий князь литовский с 27 декабря 1587 года), получил в ленное владение Березницкое староство с крестьянами «и всякими землями, борами, лесами, сенокосными лугами, мурожными и болотными, речками, …не имея ни от кого никакого препятствия, пока меча []станет никому ничего не уплачивая, а только из того староства сам и потомки его земскую военную службу нам, королю, и Речи Посполитой исполняти…», о чём свидетельствует запись от 06.11.1780 г. в Новогрудском земском суде.

В это время уже была подписана 1 июля 1569 года Люблинская уния, в результате которой возникло полуфедеральное государство – Речь Посполитая с одним выборным королем (он же и великий князь Литовский), с общим сеймом и единой внешней политикой, однако без единого правительства. По этой унии предусматривалась единая денежная система, подтверждалось присоединение к Польше Подляшья, Волыни, Подолии, Киевщины. Великое княжество Литовское сохраняло свое правительство, войско, казну, законодательство, суд. Полякам запрещалось занимать государственные должности в Княжестве. До конца XVII века в нем официальным языком оставался старобелорусский.

Новый глава Речи Посполитой избирался на общем сейме с титулом король Польский, великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жемайтский, Киевский, Волынский, Подляшский и Инфлянтский. Великий князь Литовский отдельно больше не избирался. Права поляков, литовцев и белорусов уравнивались. Сохранялся титул Княжества, его печать, Княжеству оставлялись некоторые суверенные права. Однако на практике все было совсем не так, как декларировалось. Например, в сейме Речи Посполитой из 180 депутатов на литовцев приходилось 46 мест, на белорусов – 34 места.

Сын Василия Иван, служил в Литовских войсках майором  и по привилегии  польского короля Иоанна-Казимира 07.05.1660 г. при увольнении из службы награждён чином подполковника.

Внук Василия Леон, служил в Литовских войсках и по грамоте польского короля Августа II 28.08.1699 г. переведён из капитанов в майоры, полковник полевой Литовской булавы. Владел наследственными фольварками Гривицы и Шиловщизна в Слуцком княжестве Новогрудского воеводства. По привилею польского короля Яна-Казимира получил 25.02.1651 г. в трехлетнее владение королевские имения Пожижма и Погельше. Вотчинное имение Жижма Куновская с 14 крестьянами в деревнях Девгуны и Петюны в Лидском повете отдал 11.01.1688 г. в заклад Войниловичам за 16 тысяч злотых польских (актикация 14.01.1688 г. в Лидском земском суде). Подарил 12.12.1700 г. сыну Ивану закладное имение Жижма и арендный фольварок Юневичи. Получил охранную грамоту польского короля Августа II 20.05.1704 г., актикованную в Лидском земском суде 05.08.1704 г., а 10.02.1772 г. в Минском земском суде.

Все это около г. Новогрудок

 

7. Заключение

Таким образом, прослеживается цепочка следующая:

Татур — вождь племени сяньбийцев II век, которые, по мнению исследователей, были северокитайскими булгарами,

гуннская династия Булгарии II-V вв. н.э. – потомков сяньбийцев, вернувшихся на свою прародину,

половцы – родственные булгарам и несущие имена Татур (известно о XII- XIII веках) ,

расселение половцев по русским землям в XIII веке, входящими с XIV века, в частности, в  Великое княжество Литовское,

крымско-татарский, ногайский  этнос, в участии которого приняли половцы, — призванный на военную службу Витовтом в конце XIV века,

селение их в Лидском и Новогрудких уездах Великого княжества Литовского,

крещение и переход в католичество в середине XV века,

разрешение жениться на христианках в середине XVI века,

полковник Литовских войск Василий Татур – конец XVI века, когда возникали новые фамилии, а имена переиначивались на новый лад.

Возможно, что именно тогда появилась фамилия Татур по имени или прозвищу, а при крещении было присвоено имя Василий и жалован герб «Домброва».

 


 

ССЫЛКИ

[1]. З.З.Мифтахов. Курс лекций по истории татарского народа. ДРЕВНИЕ ТАТАРЫ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА.

[2] СОКРОВИЩА БУЛГАРСКОГО НАРОДА, Выпуск 1. Этногенез. История. Культура.Под редакцией академика Бегунова Ю.К. Санкт-Петербург, 2007

[3] Ахинжанов С.М. Кипчаки в X-XIII вв.: историографический обзор // Историко-культурное наследие кимаков и кипчаков. Павлодар, 2006. С. 48-57

[4] Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Санкт-Петербург, 1884. С.26

[5] Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Санкт-Петербург, 1884. С.33

[6] Карамзин Н.М. ‘История государства Российского. Книга первая. Ростов-на-Дону, 1989

[7] Мазурик Ю. До питання поширення половецьких казанів (тип – III за клясифікацією М. Шевцова) / Метафора спільного дому. Заславщина багатьох культур. Ізяслав-Острог, 2006

[8] Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. Москва. 1957. С.82

Луценко В. Тюркский фактор … (последнее обновление 01.07.2011)

[9] Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. II. Москва, 1998. стлб. 794

[10] Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. II. Москва, 1998. стлб. 794, 802, 811, 816, 818

[11] Котляр М. Структура і жанр Галицько-Волинського літопису // Альманах «Ruthenica». Т.3. Київ, 2004. С.137

[12] Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Москва, 1966. C.235

[13] Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. Москва, 1957. С.53-54

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Эдуарда X. Паркера (1849-1926)  внес заметный вклад в мировое китаеведение и удивил научный мир того периода своими исследованиями древней истории тюркских народов по китайским источникам. Результатом этих исследований стало создание уникальной научной монографии  «A thousand years of the Tartars». Книга дала английскому ученому и дипломату мировую известность.

Эдуард Паркер прожил в Поднебесной почти четверть века. Он работал в консульских учреждениях Великобритании в десяти крупных городах Китая. Блестящий знаток китайского языка, историк и филолог, законовед и нумизмат, непревзойденный переводчик древнекитайских трактатов и династийных хроник. Таков далеко не полный перечень научных увлечений великолепного дипломата и опытного консульского работника.

Эдуард Паркер — автор свыше 20 книг и монографий, сотни статей по самым различным аспектам китаеведения: древней и новейшей истории Китая, дипломатии и внешней политики, религиозных учений и семейного права и т.д. Патриарх российской синологии истекшего века академик В. П. Алексеев в одном из своих публичных выступлений назвал трех западноевропейских ученых — Э. Шаванна (Франция), Ф.Хирта (Германия) и Э.Паркера (Англия) «корифеями мировой синологии».

Китаист Э. Паркер внес неоценимый вклад и в мировую тюркологию: именно он первым расшифровал китайскую часть надписи на знаменитом памятнике в честь Кюль-Тегина. Как известно, первые научные результаты сопоставления исторических сведений, содержащихся в древнетюркских рунических памятниках, с материалами китайских династийных хроник были сообщены в 1894-1896 годах В.В. Радловым (Россия), В. Томсеном (Дания) и Э. Паркером (Англия). Первые двое из них — тюркологи с мировыми именами, третий — выдающийся синолог, поставивший военное искусство и государственную мудрость руководителей древних тюркских племен-татар на одинаково высокий уровень с правителями древнекитайского государства.

Крупнейший российский востоковед-тюрколог XX века В.В. Бартольд очень высоко оценил проделанную ими работу в этом направлении, приведшую к открытию новой главы в истории тюркских народов. Без всякого преувеличения можно утверждать, что Э.Х. Паркер стоял у истоков поворотного события — удревнения истории тюркских народов на несколько столетий. Он, как никто иной из европейских востоковедов-синологов, был подготовлен к участию в масштабных исследованиях. В 1893-1894 годах, накануне окончательного отъезда в Англию, он увлеченно работал на юге Китая над своей книгой о древних тюркских племенах, ставших главными соперниками китайской империи на огромных просторах Северо-Восточной Азии.

 

2. Атрака (Отрока) — половецкий хан, сын Шарукана. После 1118 года служил царю Грузии Давиду IV Строителю, который ещё ранее женился на Гурандухт, дочери Атрака — предводителя кипчаков. Царь Грузии Давид IV для усиления военных сил страны в 1118 году заключил союз с кипчаками из-за опасения вторжения сельджуков в Грузию. Давид отправил к кипчакам послов, чтобы пригласить своего тестя, Атрака, с войском в Закавказье для участия в войне против сельджуков. Согласие со стороны кипчаков было получено. Кипчаков Атрака, пришедших в Грузию, было 40 000 воинов, не считая женщин. Кроме того, 5000 отборных воинов вошли в царскую гвардию.

До этого грузинский царь Давид IV Строитель способствовал примирению между кипчаками и аланами, которых  половцы вместе с адыгами и вайнахами потеснили на северном Кавказе после 1111 года.

В 1125 году Атрак и часть его орды по приглашению хана Сырчана вернулись на Дон, но многие остались в Грузии.

 

3. Кончак — половецкий хан (донских и приднепровских половцев, правил в 1170—1203), сын хана Атрака (Отрока), внук хана Шарукана. Его мать, жена хана Атрака, служившего царю Давиду, была грузинская княжна.

Сумел к концу 70-х гг. объединить донских половцев в крупное военно-политическое объединение. Старался восстановить традиционные связи Ольговичей с донскими половцами. (О́льговичи — ветвь дома Рюриковичей от князя Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого; правящая династия в Черниговском княжестве, Киевском княжестве (с перерывами), Новгород-Северском княжестве и др. княжествах, уделах).

Добился женитьбы находившегося в половецком плену сына Владимира Игоревича (Владимир Новгород-Северский — князь Путивльский (до 1185—1198), Новгород-Северский (1198—1206), князь Галицкий (1206—1208, 1210—1211). Сын героя «Слова о полку Игореве», Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны.), на своей дочери Свободе Кончаковне в 1187 году (она была крещена в православие под именем Настасья).

Хан Кончак умер в самом начале XIII века. После его смерти власть перешла к его сыну, Юрию Кончаковичу (В 1205 году его дочь была выдана за Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо. Погиб в противостоянии монгольскому корпусу под руководством Джэбэ и Субэдэя в 1223 году, в связи с чем упомянут русской летописью как наисильнейший хан половецкий.)

 

4. По́ловцы, половчане (в европейских и византийских источниках — куманы) — русы-арии, западная группа кыпчаков. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов — огузов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Днепр и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь.

По свидетельствам современников половцы были русо-светлыми (волосы цвета спелой соломы или выгоревшей половы), светлоглазыми (голубые или серые), язычниками, вели « казачий образ жизни». Можно сказать, что они были казаками XI-XIII веков (но без примеси тюрской крови).

Половецкие красавицы внешне мало чем отличались от полянок или псковитянок. Среди них было даже больше злотовласых девиц, чем среди обитательниц русских городов.

Все археологические данные свидетельствуют, что половцы не были ни тюрками, ни монголоидами, а были европеоидами.

Кыпчакский язык, начиная с XIII века, являлся языком межэтнического общения в Золотой Орде; позже лёг в основу современного татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, кумыкского и некоторых других языков.

После европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как современные татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, крымские татары, сибирские татары, ногайцы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки. Часть их выселилась в Закавказье, часть на Русь, часть на Балканский полуостров (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию, часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял половцев, пришедших под предводительством хана Котяна (тестя Мстислава Мстиславича Галицкого); наследник венгерского престола Иштван женился на дочери Котяна. Половцы заняли в Венгрии видное положение, в частности, они охраняли границы королевства. Наконец, часть половцев перебралась в Египет, где они составили элиту египетского войска; некоторые египетские султаны были половецкого происхождения. Кыпчаков издавна и очень часто использовали как наёмные элитные военные части. Происходило это оттого, что кипчаки ( собственно все тюрки) были отличными наездниками, превосходными стрелками, храбрыми и дисциплинированными воинами. В качестве примера использования их в качестве личных гвардейцев можно привести мамлюков. Эта практика сложилась с древних времен, когда Ахемениды, Аршакиды, Сасаниды набирали своих тяжелых кавалеристов из племен сарматов, скифов, согдийцев и других кочевых племён.

Историк и этнолог Л. Н. Гумилёв полагал, что половцы принимали участие в этногенезе украинцев.



5. Джерем-Эль (“Луговая страна“ по-булгарски, “Деремела“ русских источников) — в бассейне Северского Донца (река юга Восточно-Европейской равнины, протекающая через Белгородскую и Ростовскую области России, а также Харьковскую, Донецкую и Луганскую области Украины, правый приток Дона, Танаис, под именем Великий Дон упоминается в Слове о полку Игореве). Джеремель (княжество), в котором хозяевами были кара-болгарские бии и проживало много караимских (хазаро-болгарских) купцов и улаг-болгарских эмигрантов.

 

6. Габдулла Чельбир — это булгарский хан (царь), правивший после смерти своего отца хана Отяка с 1178 по 1225 год.

 

7. Внутренняя Булгария (“Эчке Булгар“) —  это общесобирательное наименование удельных княжеств центральной части Волжской Булгарии. Ее границы проходили по рекам Свияга на западе, Шешма на востоке, Меша на севере и по линии Самарской Луки на юге.

Внешняя Булгария (“Тышкы Булгар“, провинции) — это владения подвластныех Волжским Булгарам племен. На территории Внешней Булгарии, раскинувшейся на огромных просторах от Белого озера на западе до р. Обь на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до Камы на юге, проживали различные Финноугорские племена. Первоначально для их обозначения Булгары употребляли следующие общесобирательные наименования:


8. Луговая сторона — левобережье Волги, на этой стороне Волги теперь стоит Казань. Марийцы

 

9.  Горная сторона  — правобережье Волги, обрывистая и высокая, Горная сторона. Чуваши, черемисы.

 

10. 15 тысяч лет назад идельцы-булгары образовали в Волго-Урале свое государство Идель, которое называли также Туран. С VII в.н.э. Идель начинают называть уже по имени народа — Булгар (Болгария, Болгар, Булгар, Бургар и т.д.).

Кашанами (кушанами) стали называть часть саков, ушедших из идельского Казахстана на юг в период возвышения в Иделе враждебной им Аланской династии…

Часть масгутов и оймеков, поступивших на службу Аланской династии Иделя, стали называть аланами…

В VII в. Булгария раскололась на пять крупных частей: Улаг-Болгар (Дунайская Болгария, другое наименование — Бурджан), Кара-Болгар (будущая Русь и Причерноморье), Хазар (Хазария), Авар (Авария) и Ак-Болгар (Волго-Урало-Сибирская Болгария). «

 

11. Хорыс-юлы — Хорысданская дорога, которая содержалась в очень хорошем состоянии, так как для булгар она была очень важна. За ее безопасность отвечал сам кан-царь. Эта дорога проходила через очень крупные города, вдоль нее было много караван-сараев, кабаков и мензелей.

Хорысданская дорога начиналась в Ага-Базаре. На судах купцы доплывали до Арбуги, т.е. до пристани Банджи. Здесь товары перекладывались на телеги. Далее по пути следования были следующие дорожные станции с постоялыми дворами, крепости и небольшие города: Буртас, Рази-Субу, Кубар, Буртас-Симбир, Йозек, Ышна, Леубат и Борын-Инеш. Станция Борын-Инеш была последней булгарской станцией. На месте этой станции в настоящее время расположен город Липецк.

Между станцией Борын-Инеш и городом Хорысдан (совр. г. Путивль) были следующие станции: Сарык-Кун, Сыгыр (на переправе через р. Шир, т.е. совр. р. Дон), далее следовали станции на р. Саз-Идель (совр. р. Сосна) Чыршы, Балын… Этот участок пути обслуживали буртасы. Они платили на содержание этих станций десятую часть своих доходов. Эта часть Хорысданской дороги была наиболее опасной. На купцов нападали кыргызы и новгородцы. Нападения особенно участились вXII в.От Хорысдана булгарские купцы добирались до города Сурожа (совр. г. Судак в Крыму).

 

12. A Tátra története

Nevének eredete

A hegység nevének eredetével kapcsolatban többféle vélekedés látott napvilágot. Először 675-ben, a görög Karpathos elnevezésként találkozhatunk a hegyvonulatra történő utalással. A következő utalás a római időkből származik, amikor Montes nivium, vagyis Havas-hegység néven jelölték. A IV. Béla korából fennmaradt első magyar oklevelek Tarczal vagy Tatur néven említik, míg a magát «a néhai Béla király» jegyzőjeként aposztrofáló Névtelen (Anonymus) Gesta Hungarorum (A magyarok cselekedetei) c., 1210 körül megjelent, a honfoglalás regényes históriáját közreadó művében Trytur néven említi az ország e részét, míg a későbbi Szepességet Zepus néven jelöli. Kosmas cseh krónikás 1125-ből származó, kézzel írott művében Tritri vagy Tryti néven szerepel. A XII-XIV. század között kelt magyar források Turtur, Turtul, Tortol, Tarczal elnevezéseket használnak, míg egy 1255-ből fennmaradt lengyel okirat mai nevén, Tatry név alatt említi a hegységet. Georgius Wernher (1497-1567) német származású lengyel tudós és költő 1549-ben kiadott De admirandis Hungariae aquis hypomnemation c. munkájában találkozunk először a Tatri elnevezéssel. Ezt a névhasználatot erősíti meg Frölich Dávid 1639-ben megjelent Medulla geographiae practicae c. műve, amelyből megtudhatjuk, hogy a hegységet a szláv népek Tatry-nak, a szepességi németek pedig Schnee-Gebürg-nek hívták. Egy 1778-ban megjelent latin nyelvű kiadvány Tatur, magyarul Tátra néven említi a hegységet.

Sok tudósnak fáradtságos munkával sikerült felkutatnia a hegység elnevezésének eredetét, de a fenti kutatásokon kívül más, esetenként megmosolyogtató vélekedések is napvilágot láttak a XX. század korai turistairodalmában. Dr. Szontagh a régi szláv Tathor szóval hozza összefüggésbe, amelynek jelentése: a hegyek atyja. Ugyanakkor azt is megemlíti, hogy Sydow a Tátra-csúcstól származtatja, míg Stupnicki a tatároktól vezeti le a Tátra nevet. Más források szlovák eredetűnek tüntetik fel a Tátra nevet, amely az ősszláv Trtri (szikla, omladék) szó mai változata.

 

13. Балка́рцы (карач.-балк. таулула — дословно: «горцы») — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном её горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом — урусбиевцы) и Малка.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи.

В соответствии с имеющимися на сегодняшний день научными разработками основой этой народности следует считать местные кавказские племена, носители кобанской археологической культуры, сложившейся в XIV-XIII вв. до н.э. в горах и ущельях Центрального Кавказа, на основе древнейшего населения. В IV в. н.э. с горцами — потомками кобанцев слилось одно из племен алан, которые были изгнаны гуннами из степей Предкавказья в горы. В V-VI вв. н.э. группы болгар расселяются в Предкавказье. К сформировавшейся ранее алано-кобанской этнической группе присоединились тюркоязычные болгары и половцы, ставшие впоследствии основным этническим ядром балкарской народности.

Автор: Вадим Татур