Шабардины. О фамилии

По одной из версий, фамилия Шабардин образована от имени Шабарда (Шеварда), которое представляет собой диалектный вариант древне-татарского имени Шахмерден («царь храбрых»).

Вот что пишет С.Вахонин в книге Истоки

Селище стрелков-адышей (Адышево)

До появления русских землепроходцев в адышевской местности проживали родовые общины северо-удмуртской группы племен Ватка, расселившейся на значительной территории между реками Чепца и Молома. Один из родов этой группы носил имя «Беня» от древне-тюркского «байнак», что означает «ящерица». Ящерица считалась прародителем, покровителем и божеством этого рода. Род имел святилище – куалу – из сруба с жертвенным очагом внутри и полкой – мудором, на которой стоял идол – ящерица и ставились жертвоприношения. Куала располагалась на месте позднейшего селения Бонево (от имени Беня). Заселение русскими адышевской округи проходило в конце XIV – начале XV веков на фоне межусобиц в клане нижегородско-суздальских князей, ставших в 70-80-х гг. XIV столетия владетельными князьями Вятки, а также их борьбы за независимость против великодержавной объединительной политики Москвы.

Во взаимной борьбе противные силы нередко привлекали на свою сторону татар. В ходе этих событий в 1391 году золотоордынские татары под водительством Бектута провели первый опустошительный набег на Вятку, позорили её, «…а люди посече, а иных в полон поведе»: Ослаблением нижегородско-вятских князей пользуется Василий I Московский, которому в 1392 впервые, а затем в 1393 году удалось получить у хана Золотой Орды ярлык на Нижний Новгород и взять нижегородские села Никульцино, Кстинино, Кирдяпино, Каримо. Нижегородские князья Семен и Василий Дмитриевичи при помощи прикамских татар царевича Сентяка, Ейтяка или Еятака пытаются вернуть себе «дедины» и «отчины», но неудачно. За оказанную нижегородским князьям помощь воины Сентака на Вятке в районе села Карино наделяются Дмитриевичами земельными пожалованиями. Поселившихся здесь татар стали называть карийскими. По-видимому, отдельные татарские семьи выселяются в адышевскую местность.

О проживании татар на адышевских землях говорят названия поселений. Наименование собственно Адышева происходит от татарского слова «Адыш», что означает «стрелок». Поселение, а может быть, застава адышей дало наименование селу. Неверно широко распространенное мнение о том, что имя села происходит от словосочетания-созвучия: «Ад дышит». Адышево – это поселение (застава) адышей – стрелков из лука. Татарского же происхождения является наименование деревни Шабарденки. Оно образовано от слова «Шаймарден», переводимого с татарского как «царь храбрых». Шабарденки – это деревня, где ранее проживали жители, гордящиеся своей принадлежностью к воинскому отряду «царя храбрых» – Шабардины. Татарское название имеет также небольшая речушка, протекающая между селом Адышевым и деревней Полом – Пыртик, что переводится как «мост», «место переправы».

http://www.istobensk.ru

Согласно другой гипотезе, Шабарда – это прозвище, образованное от слова «сефард» — «субэтническая группа евреев, пользующаяся языком ладино (сефардским), близким к испанскому». Сефарды, потомки выходцев с Пиренейского полуострова, живут в странах Северной Африки, Малой Азии, Балканского полуострова, в Израиле.

Третья, что эта фамилия имеет тюркское происхождение и пришла к нам из арабского языка. Она образована от слова «дин», которое означает «религия, вера».

Самая интересная версия высказана Алексеевым Аркадием Аркадьевичем составителем словаря исконно русского языка http://andrej102.ru. Правда, по поводу происхождения слова шабарда. Тогда окончание «ин» определяет принадлежность кого-то к шабарде.

Шабарда

SHtNъRъsTъ, шъбърдъ
Шабарда — Группа подростков.

Значения и этимологические связи.
(10) шабар, щебер – (маленькая) часть чего-л., кусок, камень, осколок; мелочь, мелкота; куча, груда, масса, множество.
шебер – щебень;
щеберинка – кусочек, малая часть чего-л.

Образованы в связи с шишибара – то же; шабаркать, щебаркать «бить, крушить; ломать, мельчить».
Связаны с шаверь, шаверень, шпарина «часть, осколок, мелочь, мелкота».

Здесь же:
шебарша, шибарта – мелочь, мелкота; куча, груда, масса, множество; шваль, шушваль; сор, мусор; грязь, дрянь. Связано с шаверь – то же; шебаршить, шебартить «разбрасывать, рассыпать, сыпать, лить, течь».

(13) шабер, шабёр, шабар – дом, венец, кров; очаг, дым; двор, хозяйство.

Образовано в связи с шабрать, шаборить «покрывать, укрывать, закрывать», «жечь, палить, чадить», «работать, хлопотать по хозяйству».

Здесь же:
шабер, шабёр, шабар – семья. Связано с (14).

(14) шебарша, шабер, шабёр – человек; хозяин.

Связано с (13).
Образовано в связи с шебаршить, шаборить «говорить; ходить, двигаться», «работать, хлопотать по хозяйству».
Связано с шаверзень — то же.

Здесь же:
— шабарда – мелкота, детвора; дети, подростки; группа подростков. Связано с шибарта (10) в части значений «мелочь, мелкота; масса, множество»; шабаршить, шабаркать(ся) «мотаться, возиться; шляться, шнырять».
— шабер, шабёр – соплеменник, собрат, товарищ, сосед, земляк; свой, своёк, свойственник.

Материалы к словарю исконно русского языка
http://andrej102.ru/